Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в. 425
в процессе которой активно происходит умственное и физическое развитие детей, формируется их активность и самодеятельность. Умственное развитие в раннем детском возрасте зависит от общения со взрослыми, от их умения правильно подбирать сказки, детские с тихи, рассказывать детям, учить их та поминать и пересказывать прослушанное. В общении со взрослыми ребенок начинает усваивать, что такое добро, человечность, правдивость, искренность.
Важную роль в развитии органов
чувств детей Играет эстетическое вое- ^.М. Бехтерев
питание. В связи с этим необходимо
ознакомление ребенка не только с доступными его пониманию видами искусства, но и с эстетикой быта, одежды и особенно природы. Накопление эстетических впечатлений будет способствовать развитию в ребенке потребности в самостоя-нчп.ном творческом выражении в рисовании, музыке и т.д.
Воспитание разносторонне развитой личности требовало совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы. Важнейшими из них В.М. Бехтерев считал внушение, пример, поощрение, убеждение и в редких случаях Им катание, раскрывая при этом психофизиологическую природу воздействия отдельных методов.
ИМ. Бехтерев известен не только как теоретик, но и как п|>| липтатор научных исследований в области наук о челове-Ц( и ребенке. В 1907 г. им был создан на частные пожертвовании Психоневрологический институт, в котором проводи-rtinт. комплексные работы по изучению нервной системы, mi in .1 и психической деятельности. В том же году при Психо-|м npiinoi ическом институте было создано первое в мире спе-нншп.пое подразделение, в котором проводились комплексны' исследования процесса развития детей с момента их Jin i м-ноя и на протяжении всего раннего детства.
Hiт 1.ма видным представителем экспериментальной пси-mi и шип и педагогики был и Александр Петрович Нечаев ) | М / '< I <)43). Его теоретические взгляды на личность ребенка • ■и i пиокупность психических процессов и ее развитие как Критт с внутреннего созревания организма под воздействи-рм |и мхофи шческих законов послужили обоснованием пси-liHtoi нческого эксперимента.
426 Глава 13- ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕXIX - НАЧАЛЕXXв.
Убежденный в том, что решение вопросов, связанных с обоснованием дидактических принципов отбором содержания образования, выбором методов организации учебного процесса, может строиться только на основе изучения психической деятельности ребенка, А. П. Нечаев главное внимание уделял разработке таких методов изучения психических явлений, которые могут помочь при решении педагогических проблем. Экспериментальная работа проводилась по нескольким направлениям: выявление возможностей использования экспериментального метода при исследовании педагогических проблем в сочетании с другими научными методами, взаимоотношение лабораторных и внелабораторных методов в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема методов исследования личности ребенка в начале столетия только начинала оформляться как педагогическая. Двигаясь в психологической логике ее решения, А. П. Нечаев показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка. Это имело принципиальное значение, так как было обозначено направление, в котором должно было развиваться изучение детской личности. Однако следует заметить, что все же проблема методов исследования личности ребенка в концепции А. П. Нечаева не получила адекватного решения как собственно педагогическая, отсюда решение многих дидактических проблем осуществлялось им чисто психологическими способами. В 1901 г. А.П. Нечаев основал при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге лабораторию экспериментальной педагогической психологии, а в 1904 г. — Педологические курсы, которые стали ведущими отечественными центрами экспериментальных психолого-педагогичсс-ких исследований и получили большую известность среди российских психологов и педагогов. Огромную роль в популяризации новых методов изучения личности учащихся, и приобщении учителей к экспериментаторству сыграли со зданные А.П. Нечаевым в Нижнем Новгороде, Самаре, Харькове, Саратове и других городах лаборатории эксперимон тальной дидактики. А.П. Нечаев принимал деятельное учле тие в подготовке и проведении всероссийских съездом по педагогической психологии и экспериментальной педагем и ке, а в 1909 г. при его активном содействии было соумнн) Общество экспериментальной педагогики.
Интерес педагогической общественности к новым мс годам исследования личности ребенка и в то же самое время критик! экспериментально-психологического метода на страницах и#-дагогической печати и на съездах привели к поиску пошч,