Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» — и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т.п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т.д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т.п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

На этапе воспитания сопряженной и отраженной речи задачи логопедической коррекции иные: воспитание просодии, речевого дыхания: удлинение выдоха; коррекция моторных отклонений, нарушений звукопроизношения; продолжается обучение общению с партнером в игровых ситуациях и вне их; воспитание произвольного поведения, как-то: выполнение требований, исходящих не только от взрослых, но и от сверстников; активизация словаря, удлинение фразы до четырех слов. Указанные задачи реализуются при прохождении следующих тем: «Осень», «Птицы», «Грибы», «Профессии» — на сопряженном произношении. Темы: «Труд взрослых», «Зимующие птицы», «Зимующие звери» — проходят на отраженном произношении.

На логоритмических занятиях указанные выше задачи реализуются специфическими средствами. Помимо упомянутых ранее упражнений, вводятся упражнениям игры с пением, хороводы, инсценировки песен, проводится обучение подвижным играм без предметов, играм для развития моторики рук, кисти, пальцев и т.д. Логопед на занятиях общается с занимающимися сопряженной или отраженной речью. Поскольку эти виды речи занимают несколько больше времени (речевой образец произносится дважды: вместе с педагогом или за педагогом), то логоритмическое занятие включает меньшее количество видов работы.

В период воспитания вопросо-ответной речи в полной мере формируются поведенческая активность и самостоятельность: занимающиеся в группе по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх и при выполнении логопедических заданий, исполнителями главных ролей в инсценировках, этюдах и т.п. Диалоги строятся в вопросо-ответной форме. Задачи этого этапа следующие: продолжается работа над просодическими компонентами речи, над удлинением фразы до пяти слов, над слитным произношением фразы, над выразительностью диалога. Продолжается воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. Осуществляются коррекция нарушений звукопроизношения, совместное с воспитателем прохождение программы по следующим темам: «Зима», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда», «Птицы» — и их варианты.

Речевой материал подбирается в вопросо-ответной форме речи. Например, одна группа детей пропевает гласные в вопросительной интонации с повышением голоса, а другая — в утвердительной интонации с понижением голоса. В такой же манере проводятся попевки, счетные упражнения, песни, диалоги в инсценировках с музыкальным сопровождением и т.п.

Этап самостоятельной речи включает воспитание подготовленной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. При работе над самостоятельной речью на материале пересказа дети учатся пересказывать подготовленный текст с последующей драматизацией; пересказывают события, действия по материалам различных игр. На занятиях воспитывается активность, самостоятельность, произвольность поведения во всех видах игр (подвижных, дидактических, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых); продолжается работа по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико-грамматического строя речи. Логоритмические занятия в этот период педагог строит с учетом общих задач. В занятия в большем объеме, чем раньше, включаются речевые задания, игры, упражнения без музыкального сопровождения, а также материал по музыкально-ритмическому воспитанию (хороводные и танцевальные композиции, плясовые, как разученные, так и двигательные импровизации под музыку).

Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа предполагает обучение детей описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Занятия пологоритмике в этот период строятся в соответствии с музыкально-ритмическим воспитанием детей массового детского сада. В конце курса коррекционного обучения и воспитания заикающиеся дети должны быть настолько скорригиро-ваны, чтобы справиться с требованиями программы массового детского сада. Поэтому занятия по логопедической ритмике насыщены речевым материалом, творческими ситуациями и достаточной двигательной нагрузкой.

На этапе закрепления активного поведения и свободного общения логопедические и логоритмические занятия в равной мере решают задачи дальнейшего закрепления у детей организаторских качеств, активного, творческого начала личности, закрепления умения общаться в разных ситуациях на материале любой речевой сложности.

Занятия по логоритмике со взрослыми и подростками также обусловлены задачами логопедической работы и типом речевого учреждения. В стационаре, где заикающиеся находятся в течение 1 — 3 месяцев, курс логоритмики строится так, чтобы создать базу для коррекции речи: занятия включают большое количество заданий на воспитание темпа и ритма общих движений, мимической мускулатуры, орального праксиса, на релаксацию, регуляцию мышечного тонуса. Широко используется мелодекламация: под специально подобранную музыку заикающиеся напевно, выразительно проговаривают тот речевой материал, который получили от логопеда. Курс логоритмики в условиях стационара рассчитан на 35 — 60 дней и делится на три этапа.

I (5 дней). Обследование больных с целью выяснения отклонений в психомоторике.

II (20 дней). Задачи: укрепить процесс активного торможения; научиться регулировать мышечный тонус; развить мимические мышцы; выработать и совершенствовать речедвигательные координации.

III (10 дней). Закрепление полученных навыков.

Если взрослые и подростки получают логопедическую помощь в поликлинике или психоневрологическом диспансере, то логоритмика включается в логопедическое занятие. К сожалению, в этих учреждениях нет в штате ритмиста, поэтому возрастает роль логопеда как широко образованного, эрудированного специалиста, знакомого с музыкально-ритмическим воспитанием.

Вопросы и задания

1. Какими положениями обусловлено использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися?

2. Каковы нарушения в моторной, эмоционально-волевой сферах и в поведении заикающихся детей?

3. Какие особенности в нарушении моторики имеются у взрослых заикающихся?

4. Какие средства логопедической ритмики используются в работе с заикающимися детьми и взрослыми?

5. Какова связь логопедической ритмики с логопедическими занятиями по методике игровой деятельности?

6. Проанализируйте занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми на этапе шепотной речи. Назовите его особенности.

Наши рекомендации