Шестой шаг – логика и переходы
Разработка логики подачи материала является шестым шагом планирования вашей презентации.
Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, Вам необходимо продумать переходы:
- от вступления к основной части презентации,
- от одной основной идеи к другой,
- от одного слайда к другому.
Переход - это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой.
Обязательно продумайте – каким образом Вы будете давать аудитории понять, что Вы закончили обсуждение одного тезиса Вашего доклада и переходите к следующему.
Помогите слушателям сформулировать для себя понимание того, КАК увязаны в Вашем выступлении эти части.
С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за Вашим рассказом. Для обозначения перехода можно:
- использовать короткие фразы,
- найти привлекающее внимание высказывание,
- привести актуальную статистику,
- использовать шутку или шокирующее заявление,
- выдержать паузу,
- изменить тон голоса.
Если Ваша презентация следует за чьей-либо еще, или Вас представляет кто-нибудь из организаторов, постарайтесь встретиться с этим человеком накануне и выяснить, о чем он будет говорить.
Так Вы сможете подготовить красивый переход от его речи к своему выступлению.
Седьмой шаг – структура
Седьмым шагом планирования презентации является создание структуры основной части.
Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала.
Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что Ваши идеи будут понятны слушателям.
Какие бывают типы логической последовательности?
Материал можно излагать:
- в хронологическом порядке,
- в порядке приоритета,
- в территориальном порядке,
- в тематической последовательности,
- структурируя его по принципу «проблема-решение».
Какой бы метод Вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с Вашим материалом. Подкрепляйте Ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.
Хронологический порядок - один из типов логической последовательности структуры Вашей презентации:
- сначала Вы описываете события в прошлом;
- затем рассказываете о ситуации в настоящем;
- потом предполагаете, что произойдет в будущем.
Второй тип логической последовательности - это подача материала в порядке приоритета:
- сначала Вы фокусируете внимание аудитории на самых важных вещах;
- затем переходите к менее значительным.
Например, в презентации об Интернет - образовании Вы можете сказать: «Из всех задач, стоящих перед программой информатизации образования, наиболее важной является приобщение к компьютеру детей сельских школ».
Территориальный порядок изложения материала довольно специфичен.
Он может быть полезен в том случае, если в Вашей презентации обсуждаются идеи или проблемы различных географических областей.
Например, Вы можете использовать территориальный порядок, когда говорите о внедрении информационных технологий в образование в различных регионах России.
Тематический подход - четвертый тип логической последовательности подачи материала. Еще его можно назвать противоположным способу подачи материала в порядке приоритета.
Вы начинаете презентацию с менее важных идей, затем переходите к более интересным, а заканчиваете самыми значительными.
Такой подход дает возможность Вашим слушателям запомнить самую важную информацию, так как о ней Вы будете говорить в конце презентации.
Вы можете также структурировать Ваш материал по принципу «проблема - решение»:
- сначала Вы обращаете внимание аудитории на существующую проблему;
- затем объясняете, почему эта проблема возникла;
- только после этого предлагаете свои рекомендации или решение проблемы.
Здесь же, если Вы считаете уместным, можно дать аудитории подумать над своим собственным решением этой проблемы.
Восьмой шаг – заключение
Подготовка яркого и запоминающегося заключения - последний, восьмой шаг планирования презентации.
Хорошее заключение очень важно для успеха всей презентации.
Еще раз выскажите основную мысль Вашей презентации.
«Бросьте вызов» аудитории. Призовите к действию или пригласите на следующую презентацию.
Ниже приведены ключевые составляющие заключения:
- яркое высказывание - переход к заключению;
- повторение основных идей презентации;
- подведение итогов;
- короткое и запоминающееся высказывание в конце.
Ваше заключение должно быть позитивным и уверенным. Избегайте пяти «смертных грехов» заключения:
- изменения стиля ведения презентации;
- признания в том, что Вы что-то забыли рассказать;
- заключения без подведения итогов;
- извинений;
- бессвязной речи.
Так же как и для вступлений, существует несколько типов заключений:
- возвращение к теме вступления;
- призыв к действиям;
- «вызов»;
- рассказ о том, что последует за этой презентацией.
Вы также можете использовать все те приемы, которые подходят для вступления: цитаты, риторические вопросы, ситуации из жизни, текущие события или истории из жизни замечательных людей.
Требования к докладчику
Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне?
Вот только некоторые из них:
- энтузиазм,
- организованность,
- настрой на аудиторию,
- гибкость,
- правильный язык телодвижений,
- чувство юмора,
- хороший словарный запас,
- разнообразие тона голоса,
- настрой на достижение цели.
Подумайте над другими характеристиками.