Методологические основы педагогической этики
Профессиональная культура педагога, его профессиональный портрет предполагают богатый спектр положительных качеств, среди которых центральное место принадлежит нравственным качествам: любви к детям, умению сотрудничать с ними, испытывать радость общения, быть стойким в отстаивании детских интересов, быть совестливым, справедливым. Это основа нравственной культуры педагога, которая, в свою очередь, является фундаментом в построении субъект-субъектных взаимоотношений воспитателя и воспитанника, поэтому встает вопрос о знаки педагогом основ педагогической этики.
Этика— учение о морали, нравственности, о ее нормах и * в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии; совокупная система нравственных правил и норм поведения какой-либо общественной или профессиональной группы.
Мораль— нравы, обычаи, мода, поведение; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности [10, c. 76].
Мораль выступает как нормативно-ценностная форма отношения к миру, которая складывается в процессе духовно-практической деятельности человека и специфическим образом отражает ее.
Разграничиваются понятия «нравственное поведение», «нравственные отношения», «нравственная деятельность» и «нравственное сознание» (Ф. Т. Хаматнуров).
С наибольшей полнотой и очевидностью нравственные качества человека проявляются в его поведении путем совершения нравственного выбора, который проявляется в поступках. Поступок, в свою очередь, представляет собой синтез и взаимопроникновение индивидуального, коллективного и общественного опыта. Поэтому можно сказать, что нравственное поведение — это комплекс поступков, совершаемых в течение более или менее длительного периода времени и раскрывающих нравственную ориентацию (позицию) личности, ее устремления, намерения. При этом можно сказать, что человек выражает свое отношение к другим людям, общественным явлениям, самому себе. Эти отношения могут различаться:
¾ по содержанию, когда показывают зависимость человека от того, перед кем он имеет определенные нравственные обязанности (перед членами коллектива или родственниками и т. д.);
¾ по форме и способу общественной связи между людьми в процессе их совместной деятельности, когда выражается отношение индивида к обществу, труду, к своей профессии. Эти нравственные отношения отличаются друг от друга по степени конкретизации требования, обращенного к человеку, по способу связей, возникающих в совместной деятельности людей, по степени подчинения людей социальной необходимости [2, c. 97].
Нравственные отношения— это род социальных отношений, в основе которых лежит нравственный выбор, совокупность зависимостей и связей, возникающих у людей в процессе их нравственной деятельности.
Нравственная деятельность реализуется, так же как и нравственное поведение, через поступки, но только поступки, сознательно подчиненные нравственным целям. Поэтому часто возникает противоречие между личными склонностями или интересами человека и собственно нравственной мотивацией, которая связана с осознанием человеком общественной значимости своих поступков.
Как способ детерминации материальной и духовной деятельности человека выступает нормативная регуляция, фиксируемая в кодексах норм и законах, но она может и переживаться эмоционально, всплывать в сознании людей только в контексте конкретных жизненных ситуаций.
Нормативное регулирование формируется в результате стихийного взаимного эмоционально-волевого взаимодействия множества индивидов, однако не сводится к стихии межличностных отношений, поскольку существует определенная граница между нервно-физиологическим и психическим механизмами действия человека в виде рефлексов, стереотипов, с одной стороны, и общественным содержанием и знанием этого действия — с другой. В самом общем плане нормативное регулирование выступает как орудие государственного и общественного контроля над индивидуальным и массовым поведением людей. Элементами механизма нормативной регуляции выступают индивидуально-массовое поведение людей или та или иная социальная группа, общество в целом, а также способ принуждения.
В качестве способа принуждения выделяют:
· поощрение, осуждение, которые играют роль приема приобщения к норме;
· массовый или индивидуальный пример;
· общественное мнение;
· стихийное и целенаправленное воспитание в людях определенных привычек, убеждений, нравственных навыков;
· принуждение и угрозу;
· правила, предписания, запреты, которые влияют на представления о должном, мыслимом и выражают определенные формы нравственного сознания человека.
Структура морального сознания в общественном проявлении состоит из таких элементов, как: нравственные нормы, качества, принципы, личностные образцы и идеалы.
Моральные нормы — форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки [4, c. 101].
Моральные нормы выступают и как элемент моральных отношений, и как форма морального сознания.
С помощью понятия «моральные качества» выделяют в общественной жизни и характеризуют с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей, независимо от того, кем совершаются поступки. Это понятие не содержит конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризует его поведение с двух сторон: предписание и оценочная сторона, которая является выражением положительного или отрицательного отношения к человеку, критерием для его моральной оценки.
В моральных принципах требования выражаются наиболее обобщенно и раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.
Нравственное сознание формируется за счет усвоения личностного образца, в качестве которого выступает реальное или вымышленное лицо, действия и поступки которого заставляют, побуждают человека подражать образцу.
Моральный идеал может быть представлен как неизменяющийся в зависимости от вкусов стандарт, выражающий: универсальное, абсолютное нравственное представление о должном; образ совершенства в отношениях между людьми; такое устройство общества, которое обеспечит это совершенство и безусловный высший образец нравственной личности, воплотившей «в себе все наиболее высокие моральные качества» (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, Ф. Т. Хаматнуров).
Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека. Чтобы моральный идеал не принял форму утопического, нужно говорить о достижении личностного образца, в качестве которого выступает персонифицированный образ. Прототипом обычно служит реальное историческое лицо, проявившее себя высоконравственным субъектом. Личностный образец могут реально воплотить большинство людей, кроме этого, он предполагает наличие не только позитивных, но и негативных моральных качеств, т. е. представляет человека с его достоинствами и недостатками.
Элементы структуры морального сознания выражают различную степень конкретизации требований к человеку. Они отличаются по степени, по предполагаемой свободе выбора и автономности в поступках, но объединены общим содержанием, сочетаясь с моральным и общественным идеалом. Поэтому данная интегративная тенденция позволяет говорить о существовании такого феномена, как моральное мировоззрение.
Мировоззрение — исторически обусловленная совокупность представлений о мире и месте человека в нем. Оно обеспечивает человеку возможность достаточно свободно ориентироваться в различных практических и научных ситуациях, сопряженных с большой степенью риска и ответственности, позволяет на основе имеющихся у человека знаний и опыта правильно оценить и осуществить обдуманный выбор между альтернативными решениями относительно формы деятельности [7, c. 208].
Как важнейшая форма функционирования и проявления морального сознания выступает ценностная ориентация, которая пронизывает собой все уровни психики человека: от подсознания через чувства к логико-понятийным формам, затем к самосознанию и высшему моральному образованию — идеалу. Она направляет нравственную жизнедеятельность человека в единую точку, т. е. к определенной ценности. Ценности — это значимые для человека материальные или идеальные объекты. Ценность «чего-то» для человека выражается в том, насколько это «что-то» отвечает его потребностям и интересам, поэтому в ценности отражено отношение человека к предмету, событию, явлению как признание этого «чего-то» значимым и важным для него. Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные — отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, безопасность — опасность, красота — безобразность, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье, власть - подчинение).
Ценности бывают: практическими — духовными, высшими -низменными (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян).
Они детерминируют поведение личности в обществе, которое реализуется через систему поступков, придающих отдельным действиям значение ценностных символов. Моральный символ может выражать скрытое ценностное содержание, обозначением которого он является.
Обобщая сказанное ранее, можно сделать вывод, что нравственность представляет собой специфическую форму отражения действительности в оценочно-ценностных категориях. Она выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности с помощью этих оценочно-ценностных категорий. Нравственность выполняет функцию регулирования поведения человека в совокупности всех элементов:
¾ действий, поступков индивидов, поведения групп, классов, профессиональных общностей;
¾ нравственных общественных отношений между людьми и социальными группами;
¾ явлений воли в виде побуждения, мотивов, устремлений человека;
¾ личностно-психологических свойств людей, выражающих их восприятие и отношение к действительности, ценностные характеристики и суждения, а также нравственное мышление, практически реализуемое в нравственном мировоззрении.
Заключение
Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные структурные образования нравственного сознания тесно взаимосвязаны, и разделить их можно лишь условно.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но некоторые опытные педагоги считают, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех. Все это рассматривает педагогическая этика: нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых осуществляется её профессиональная деятельность.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.
Список использованной литературы:
1. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2007.
2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность. Педагогика. 1999
3. Гусева Н.В. О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллетиве// Молодой ученый.-2011.-№11.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002
5. Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая.− М. : ИНФРА-М, 2009.
6. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога ГроссМедиа Ферлаг, 2008.
7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2004.-304с.
8. Наумчик В.Н. и др.Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999
9. Педагогическая этика. Учебно-методический комплекс. Составитель Андросов М.А.- Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010, 52с.
10. Писаренко В.И., Писаренко И.И. . Педагогическая этика. Минск, 1986
11. Чернокозов И.И. . Профессиональная этика учителя. Киев, 1988