Методика формирования пространственных представлений у детей с отклонениями в развитии
Пространственные представления базируются на сложном межанализаторном взаимодействии и включают в себя: зрительное пространственное различение, слуховое пространственное различение, тактильно-двигательное пространственное различие, и комплекс ощущений от мышц и внутренних органов сигнализирующих о положении тела в пространстве.
Пространственное ориентирование тесно связано с развитием движений. Сначала ребенок ощущает пространство лишь вокруг рта, по мере развития движений формируется так называемая схема тела.
Определенное значение имеет латерализация, то какой из парных органов выполняет более активную роль при взаимодействии с предметным миром.
У детей с органическим поражением нервной системы, возникают трудности связанные с пространственной ориентировкой, т. к. у многих замедлен темп развития движений, медленно формируются межанализаторные связи.
Наиболее серьезные проблемы возникают у детей с нарушениями зрения. В школах 3-4 вида специально вводятся уроки развития мобильности и ориентировки в пространстве.
Серьезные проблемы возникают у детей с ДЦП.
Возникает необходимость специальной коррекционной работы с детьми.
Дети с ЗПР ориентируются в пространстве, но с трудом осознают ивербализуют пространственные отношения, что сказывается на усвоение счета, чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы:
- Ориентировка в собственном теле. Ребенку предлагают игры на подражание движениям( покружиться, погладить по голове и т. д.) Затем уточняются представления о частях тела. В работе со старшим и дошкольниками особое внимание уделяется лицу (лоб, щеки, виски, глаза, губы, брови, ресницы, нос, ноздри, подбородок и т.д.), а также более мелким частям тела (локоть , кисть, колено, щиколотка и т.д.) .
- Ориентировка в координатах собственного тела (правая – левая рука и т. д.) Хороший прием-метка на левой руке(часики, браслет)
- Ориентировка в пространстве от себя (что справа, слева, сзади).
Предлагают задания, в которых инструкция постепенно усложняется:
- положи книгу справа, а карандаш – слева;
- что находится справа от тебя, что слева;
- скажи, где по отношению к тебе находится книга.
Ориентировка в пространстве от другого предмета.
- Положи ложку справа от чашки, а салфетку – слева.
- Что находится справа, что слева от чашки.
- Где по отношению к чашке находится ложка, а где салфетка.
Ориентировка в линейном ряду.
Располагают в ряд 5-7 предметов и просят назвать слева направо предметы в прямом, а затем в обратном порядке, назовать соседей зайчика, куклы. Определить, чего не стало, что изменилось и т.п.
Пространственное моделирование в играх с кукольной комнатой.
Изготавливают макет кукольной комнаты, расставляют игрушечную мебель. Рядом располагают большой лист бумаги и коробку с геометрическими фигурами. С ребенком договариваются о том, какая из этих фигур какой предмет мебели будет обозначать(синий прямоугольник-кровать, желтый круг-стол, серый квадрат –телевизор и т.д.). Предлагают расположить на листе фигуры так, как расположена мебель в кукольной комнате. Затем меняют расположение предметов мебели и предлагают изменить соответствующим образом расположение геометрических фигур.
Ориентировка на листе- сначала проводится на листе, прикрепленном к доске вертикально. Ребенок должен знать верхнюю – нижнюю, правую – левую стороны, углы верхний-нижний, левый и правый. Можно поиграть с бабочкой, которая перемещается по листу и словесно определять ее местоположение. Затем лист переносится на горизонтальную плоскость. Детям предлагается работа по образцу, на которым определенным образом расположены элементы, проводятся зрительный(образец предъявляется на 30 сек. и убирается, ребенок работает по памяти) и слуховой (по словесной инструкции) диктанты. После того как ребенок выполнил работу, его побуждают к вербализации.
Следующий этап работы- ориентировка в тетради. Дети должны знать , что такое обложка, страница, лист, строка, поля, уметь отсчитывать нужное количество клеточек. Перед школой детям можно предлагать графические диктанты. «Отсчитали сверху две клетки и слева две клетки, поставили точку и рисуем под диктовку: две клеточки вправо, одну клеточку вниз, две-вправо, одну вверх и т.п.
Наиболее сложной является ориентировка в теле человека стоящего напротив.
Одного ребенка приглашают к доске и предлагают повернуться спиной к детям, всех просят поднять правую руку. Затем ребенку, стоящему у доски предлагают повернуться лицом. Оказывается, что напротив его правой руки у других детей оказывается левая рука. Затем дети встают в пары и выполняют разные упражнения.