Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Зверюшки-малютки». Усвоение знаний по теме.
Картинки: жук, пчела, бабочка, муха, комар, муравей.
Логопед вместе с детьми рассматривает насекомых, изображенных на картинках. Обращает внимание детей на то, что они маленькие, у них есть лапки, крылышки, усики и т. д. Они летают, ползают, бегают. Едят растения. Неоднократно подчеркивается, что насекомые — самые маленькие животные.
•«Кого ты видел?» Закрепление названий насекомых; развитие памяти.
Логопед убирает картинки (из упражнения «Зверюшки-малютки»), дети должны по памяти назвать, кого они видели.
Я видел жука.
Я видел пчелу.
Я видел бабочку.
Я видел муху.
Я видел комара.
Я видел муравья.
• «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания.
Логопед показывает детям картинку с насекомым и говорит:
Бабушка летает около цветка (бабочка).
Пила летит и жужжит (пчела).
Лук ползет по веточке (жук).
Воробей залез в муравейник (муравей).
Мура села на сыр (муха).
Самовар укусил Машу (комар).
Дети исправляют ошибку и повторяют предложение.
• Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Пчелка».
—Где была ты?
—Тут и там.
—Где летала?
—По цветам.
—Что домой ты принесла?
—Мед, — ответила пчела.
Г. Сапгир
Развитие связной речи
• Рифмованный рассказ «Муравей и воробей». Логопед демонстрирует муравья, воробья и кота, выполненных из картона.
По земле ползет муравей,
Подлетел к нему воробей,
Муравей в норку — шмыг!
Воробей: «Чик-чирик!»
Подбежал к нему котишка, —
И улетел воробьишка!
С помощью логопеда дети заучивают рассказ наизусть.
Сенсорное развитие
• «Бабочка и цветок». Учить различать и правильно называть цвета.
Из цветной бумаги изготавливается семь бабочек и семь цветков (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, белый, черный).
Логопед выкладывает на игровое поле цветы, а бабочек раздает детям. Они должны «помочь» бабочкам спрятаться от птичек: бабочка должна сесть на тот цветок, на котором ее не будет видно.
Красная бабочка села на красный цветок.
Желтая бабочка села на желтый цветок.
Оранжевая бабочка села на оранжевый цветок. И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори чистоговорки»:
За-за-за, вот порхает стрекоза.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.
Физкультминутка -логоритмика
• «Бабочка». Импровизация движений в такт стихотворению.
Вот летает бабочка
Желтая, как лампочка,
Крылышками машет,
Нам цветок покажет.
Тематический цикл «Лето»
(тридцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные признаки лета (жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения); летние забавы; отличие лета от других времен года.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• « Чего (кого) много летом " Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
Логопед выставляет на наборном полотне по одной картинке и вместе сдетьми выясняет, чего (кого) много летом. Летом много цветов (грибов, бабочек, листочков, птичек, дождей и т. д.).
• «Составь предложение». Составление предложений по картинкам. Практическое употребление в речи предлога под.
Логопед выставляет на игровом поле по две картинки и показывает детям, как нужно составлять предложения.
Ромашка растет под деревом.
Цветок растет под окном.
Гриб растет под елкой.
Зайка сидит под кустом.
Жук сидит под камешком.
Бабочка летает под деревом.
Муравей сидит под кустом. И так далее.
• Чтение с выражением и заучивание наизусть стихотворения «На лугу».
Я по травке на лугу
В белых тапочках бегу.
А трава хорошая!
Ну-ка, тапки сброшу я.
Ой, трава щекочется —
Мне смеяться хочется!
О. Бедарев
Развитие связной речи
• Составление по опорным картинкам рассказа «Лето».
«Наступило лето. На небе светит солнышко. Стало жарко. Выросла травка. Деревья стали зелеными. На них много листочков. Выросли цветы. В лесу много ягод и грибов. Летают бабочки, жуки. Ползают муравьи, червяки. Поют птички. Дети купаются в речке, катаются на самокате. Люди носят шорты, сарафаны. Хорошо летом!»
Сенсорное развитие
• «Ковер». Учить детей располагать предметы на листе бумаги; различать и правильно называть цвета.
Логопед предлагает детям нарисовать ковер и помогает им разделить лист бумаги на четыре части (четыре квадрата). Дети рисуют в каждом квадрате цветок определенного цвета (по заданию логопеда), а затем последовательно рассказывают о своей работе. При необходимости логопед им помогает.
В первом квадрате я нарисовал желтый одуванчик.
Во втором квадрате я нарисовал голубой колокольчик.
В третьем квадрате я нарисовал красный мак.
В четвертом квадрате я нарисовал белую ромашку.
Задание можно усложнить вопросами: «Каким карандашом ты рисовал? Сколько квадратов ты нарисовал? Сколько цветов?»
Логопед подводит итог работы: «Вы нарисовали ковер из летних цветов».