Леворукость и праворукость
Студенты задают много вопросов о лево– и праворукости. Самое время обратиться к этой теме, прежде чем мы начнем изучение основных навыков рисования. Я постараюсь охватить основные вопросы, хотя результаты многочисленных исследований, посвященных главенству той или иной руки, все еще представляются неокончательными и противоречивыми.
Зеркальное письмо выворачивает наоборот форму каждой буквы и располагает строки справа налево, т. е. в обратную сторону. Большинству читателей оно становится понятным, только когда поднесено к зеркалу:
Наиболее известным в истории автором, использовавшим зеркальное письмо, был итальянский художник, изобретатель и левша Леонардо да Винчи. Другим примером служит левша Льюис Кэрролл, автор “Алисы в стране чудес” и ее продолжения “Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса”, чье зеркально написанное стихотворение приведено выше.
Большинство правшей считает зеркальное письмо трудным, но для многих левшей это очень простое дело.
Попытайтесь написать свое имя зеркальным образом.
Во-первых, делить людей па левшей и правшей не совсем правильно. Существует широкий диапазон людей от полных левшей или полных правшей до тех, кто одинаково свободно владеет обеими руками. Большинство из нас оказывается где-то посредине, при этом приблизительно 90% людей оказывают более или менее явное предпочтение правой руке, а 10% отдают предпочтение левой.
Количество лиц, предпочитающих левую руку при письме, вроде бы возрастает (примерно с 2% в 1932 г. до 11% в 1980-х годах). Главной причиной этого роста, вероятно, является то, что преподаватели и родители научились мириться с леворуким письмом и больше не принуждают детей пользоваться правой рукой. Эта относительно недавно сформировавшаяся терпимость — 6лагоприятиое явление, потому что насильственное изменение руки может вызывать у ребенка серьезные проблемы — порой появляется заикание, они часто путают левую и правую стороны, с большим трудом учатся читать.
Исследуя вопрос о предпочтительном пользовании одной рукой, полезно иметь в виду, что это предпочтение — наиболее очевидный внешний признак того, как организован мозг человека (я уже упоминала о6 этом на стр. 35). Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, например, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что все предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию левшей часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всего прочего.
Л-РЕЖИМ
Л-режим — “праворукий” режим работы левого полушария. “Л” прямоугольна, прямолинейна, прямодушна, рассудительна, правдива, четко очерчена, лишена причуд, исполнена силы.
П-РЕЖИМ
П-режим — “леворукий” режим правого полушария. “П” извилиста, гибка, игрива и полна неожиданных завихрений и поворотов, сложна, диагопальна, причудлива.
Бывший вице-президент Соединснных Штатов Нельсон Рокфеллер, переученный левша, испытывал трудности при чтении подготовленных речей из-за тенденции читать в обратном направлении, справа налево. Причиной этой трудности могла явиться неумолимость его отца, настоявшего на переучивании сына, родившегося левшой.
“3а семейным обеденным столом Рокфеллер-старший надевал на левое запястье сына резиновое кольцо, привязывал к нему длинный поводок и дергал за него всякий раз, когда Нельсон начинал есть левой рукой, которой он отдавал естественное предпочтение”.
Цитируется по книге “Руководство для левшей”
Дж. Блисс и Дж.Морелла
В конечном счете молодой Нельсон сдался и выработал довольно-таки неуклюжую компромиссную привычку пользоваться двумя руками, но от последствий отцовского упрямства он страдал на протяжении всей своей жизни.
Кроме того, у учителей и родителей пет никаких разумных причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от “Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой” до “Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции”. Все это неубедительно, и я уверена, что эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей — предубеждение, которое теперь быстро исчезает, о чем мне приятно сообщить.
Отметая предрассудки, я вовсе не хочу сказать, что левши ничем не отличаются от правшей. Есть важные различия. Левши, как правило, меньше латерализованы, чем правши (латерализация означает степень, в которой определенные функции выполняются почти исключительно одним полушарием). Например, левши чаще обрабатывают речевую и пространственную информацию в обоих полушариях, чем это делают правши. Говоря точнее, речевая информация у 90% правшей и у 70% левшей обрабатывается в левом полушарии. Из оставшихся 10% правшей приблизительно у 2% речевая информация обрабатывается в правом полушарии мозга, а у 8% — в обоих полушариях. Из остающихся 30% левшей примерно 15% обрабатывают речевую информацию в правом полушарии мозга, а остальные 15% — в обоих полушариях. (Обратите внимание на то, что люди, у которых речь локализуется в правом полушарии — такую ситуацию называют доминированием правого полушария, так как язык всегда доминирует, — часто пишут в “скрюченном” положении, доставляющем учителям столько беспокойства. Это указывает на то, что положение руки при письме является еще одним внешним признаком организации мозга).
Имеют ли эти различия какое-либо значение? Люди настолько отличаются друг от друга, что рискованно делать какие-то обобщения. Однако эксперты в целом согласны в том, что смешение функций в обоих полушариях; (то есть меньший уровень латерализации) создает возможность для конфликта полушарий или взаимных помех. Верно, что левши, по статистике, чаще страдают заиканием и испытывают проблемы при обучении чтению, называемые дислексией. Зато ряд других экспертов полагает, что двустороннее распределение функций может служить предпосылкой более развитых умственных способностей. Левши преуспевают в математике, музыке и шахматах. История искусства тоже свидетельствует об определенном преимуществе левшей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо были левшами.