Школа и педагогическая мысль византии (v в. до н. э. - xv в.)
Территория:Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье.
• Школаи образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе
цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор
мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За
1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не
только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им
перии оставалась грекоязычной.
• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из
ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об
щего образования служило непременным условием для получения дол
жности как в государственных, так ив церковных учреждениях.
• Просветительская деятельность таких видных представителей визан
тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл,
Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на
правленности образования.
Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший ■ \ классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоз- зрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. ■
• Высокая культура домашнего воспитания— характерная черта визан
тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки
наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре
бенка, развлекать его и учить грамоте.
• В семьях ремесленников дети получали навыки письма ичтения, если
грамотными были их родители.
• В Византии не существовало социальных ограничений на получение
образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел
возможность учиться.
• Обучение было платным,за исключением монастырских и дворцовых
школ.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
• ШКОЛЫ ГРАМОТЫдавали элементарное образование («пропедиа»),
срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение
эллинистической элементарной школы.
Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль заменен птичьим или тростниковым пером («графис»).
Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как ив греческих школах.
Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.
• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об
разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).
Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.
Эти школы были частными, государственными и церковными.
Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников.
Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астрономию изучали немногие.
Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.
• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с
середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди
ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли
чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и
подчинялись императорской власти.
До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.
Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы риторов» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.
Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-
лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.
Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.
Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.
• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое
образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав
шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж
ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера
тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.
Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе.