Семинар №1. Основы педагогического проектирования.
- Актуальность проектировочной деятельности в современном образовательном процессе. Специфика педагогического проектирования.
- Понятие «педагогический проект». Объекты педагогического проектирования.
- Требования, предъявляемые к педагогическим проектам.
4. Функции проектной деятельности. Уровни педагогического проектирования, их характеристика. Виды педагогических проектов
5. .Этапы (ступени) педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.
6. Структура педагогического проекта.
7. Педагогическое целеполагание. Таксономия целей.
- Технология планирования учебного занятия.
- Технология планирования плана воспитательной работы
Семинар №2. Педагогическая технология как средство обеспечения взаимосвязи теории и практики.
1. Сущность, понятие и специфика педагогической технологии.
2. Структурные компоненты педагогической технологии (цель, содержание, средства, результат, оценка). Критерии технологичности (системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность, результативность, экономичность и др.).
3. Классификации педагогических технологий.
4. Характеристика современных педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, технологии дифференциации и индивидуализации.
5. Здоровьесберегающие технологии: сущность понятия и основные принципы.
6. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
7. Технология организации игровой деятельности.
Требования к экзамену.
Студент допускается к экзамену при условии своевременного выполнения заданий для самостоятельной работы. Экзамен проводится по билетам в устной форме.
Вопросы к экзамену по практической педагогике
1. Педагогическое проектирование как особая область педагогической деятельности. Понятие «педагогический проект». Объекты педагогического проектирования. Структура педагогического проекта.
2. Актуальность проектировочной деятельности в современном образовательном процессе. Формы педагогического проектирования. Требования к педагогическим проектам. Этапы (ступени) педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования.
3. Функции проектной деятельности. Уровни педагогического проектирования, их характеристика. Виды педагогических проектов.
4. Педагогическая задача как единица педагогического процесса. Характеристики педагогической задачи, ее особенности. Структура педагогической задачи.
5. Типы педагогических задач и их характеристика (стратегические, дидактические, воспитательные, задачи на ценностные ориентации).
6. Технология решения педагогических задач. Этапы решения педагогической задачи.
7. Инновации в образовании как путь модернизации образования. Соотношение терминов: «новое», «новшество», «инновация», «нововведение», «инновационный процесс», «реформа образования».
8. Направления инновационной деятельности. Критерии инновационной деятельности. Этапы освоения инноваций.
9. Позиция педагога в инновационных процессах. Социально-психологические барьеры, препятствующие осуществлению инновационной деятельности.
10. Традиции и новаторство. Классификация педагогических инноваций. Принципы инновационной деятельности.
11. Творчество. Педагогическое творчество. Творческий характер педагогической деятельности.
12. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Информационная компетентность учителя. Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий. Технология мультимедиа. Электронные издания. Сеть Интернет. Информационные средства обучения, их виды.
13. Характеристика и отличительные черты здоровьесберегающих технологий. Принципы природосообразности и гуманизации педагогического процесса как основа здоровьесберегающих технологий.
14. Характеристика основных здоровьесберегающих технологий педагогического процесса: технологии личностно ориентированного обучения, технологии дифференцированного обучения, игровые технологии, технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.
15. Современная система Российского образования. Понятие о системе образования. Уровни образования. Типы современных образовательных учреждений.
16. Концепция модернизации Российского образования. Модель «Российское образование 20-20».
17. Сущность, понятие и специфика педагогической технологии. Структурные компоненты педагогической технологии (цель, содержание, средства, результат, оценка).
18. Педагогическая технология – средство обеспечения взаимосвязи теории и практики. Научные основы педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.
19. Характеристика современных педагогических технологий. Критерии технологичности (системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность, результативность, экономичность и др.).
20. Технология развития критического мышления.
21. Технологии интерактивного обучения.
22. Технологии современного проектного обучения.
23. Педагогические возможности игровой деятельности. Роль игры в разном возрасте. Технология организации игровой деятельности. Сущностные признаки игры. Структура игры. Виды игр.
24. Проблема целеполагания в педагогике. Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования. Значение цели образования для разработки педагогической теории и практики.
25. Ценности как смысловые универсалии и основа для целеполагания. Классификация педагогических ценностей. Педагогические цели и образовательные стандарты.
26. Целеполагание в деятельности педагога. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок в практической работе школы и учителя. Проектирование педагогических целей в работе педагога. Типы педагогических целей.
27. Педагогическое взаимодействие. Характеристика взаимодействия. Виды педагогических взаимодействий. Различные формы взаимодействия в педагогическом процессе.
28. Понятие педагогического общения. Технология педагогического общения, его стадии: моделирование, организация непосредственного общения, управление общением в педагогическом процессе, анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Функции педагогического общения. Техники общения: диалога «Я-высказывания», активного слушания, этической защиты в общении.
29. Педагогический конфликт, его сущность, виды. Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Причины возникновения конфликта. Этапы конфликта.
30. Типология конфликтов. Способы разрешения конфликта. Пути предупреждения конфликтов.
рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с. –
3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 256 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 540 с.
5. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: учебник/Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр.. - М.: Академия, 2009. - 512 с.
6. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2009. - 430 с.
7. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2009. - 432 с.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. пед. центр ВЛАДОС, 2010.
9. Прокофьева О.О. Педагогика. Практикум с использованием методов и приёмов технологии развития критического мышления : учебно-методическое пособие / О. О. Прокофьева Е. И. Снопкова. - Могилев : Изд-во МГУ, 2009. - 240 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
11. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 479 с.
12. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007.