История становления системы педагогических принципов
В педагогической литературе [2; 4; 5; 6; 8] термин “принципы” (в переводе с латинского principium – основа, первоначало) не вызывает противоречий и трактуется как система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса. Педагогические принципы исторически конкретны и отражают определенные общественные потребности. Прежде всего, они определяются целями образования. В связи с изменением социально-экономической формации и господствующей идеологии общества, изменяются цели образования и, следовательно, педагогические принципы. Кроме того, под влиянием развития теории педагогики и смежных с нею наук, а также по мере накопления опыта преподавания педагогические принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются.
Педагогические принципы имеют долгую историю. Родоначальником построения системы принципов является Я.А. Коменский (1592–1670). Он провозгласил принципы:
– универсальности образования (учить и воспитывать всех людей, всему, везде, в течение всей жизни);
– единства индивидуального и социального развития;
– природосообразности;
– наглядности;
– систематичности и последовательности в обучении;
– прочности знаний.
Немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841), критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему, создал образовательную модель, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности с морально сильным характером. Он ввел в педагогику термин “воспитывающее обучение”. В аспекте нравственного воспитания он опирался на этические идеи:
– совершенства (определение направления и силы устремлений личности);
– доброжелательности (обеспечение согласования и подчинения собственной воли воле других);
– справедливости (компенсирование неприятностей и обиды, нанесенных другим людям);
– внутренней свободы (согласование воли человека с его желаниями и убеждениями).
Из современной ему психологии Гербарт разделял два положения:
– не существует никаких наследственных психических предрасположений;
– психическая деятельность складывается на основе представлений.
Именно И.Ф. Гербарт выделил этапы обучения на уроке: изложение (ясность) → понимание (ассоциация) → обобщение (система) → применение (метод). Важно, что данные этапы обучения базировались на психологическом учении о познавательных процессах. Однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока.
Под влиянием теории И.Ф. Гербарта в педагогике стали складываться следующие принципы обучения:
– урок проводить по схеме, отражающей этапы обучения;
– содержание обучения составляет передача готовых “книжных” знаний, подлежащих усвоению;
– активным в учебном процессе должен быть, прежде всего, учитель, ученикам же отводится пассивная роль, они обязаны «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителей»;
– учитель не должен делать никаких поблажек ученикам для воспитания морально сильной личности.
К.Д. Ушинский (1824–1871), основоположник отечественной педагогики, составил стройную систему принципов обучения, отражающую антропологический подход (синтез достижений наук о человеке):
– обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;
– обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
– порядок и систематичность – главные условия успеха в обучении;
– школа должна давать глубокие и основательные знания;
– обучение должно развивать у детей самодеятельность, активность и инициативу;
– обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
– преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Дидактика американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859–1952) определила целью образования формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Его теория реализует идеи педагогического прагматизма, утилитаризма.
Дж. Дьюи предложил реформу всей школьной системы, основанную на следующих принципах:
– процесс обучения строить, исходя из потребностей и интересов ребенка;
– содержание образования составляют знания, необходимые для жизненного опыта учащихся;
– принцип активного учения, обучение «путем делания» (знания добывались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка);
– обучение осуществлять через преодоление трудностей по следующим этапам: обнаружение и определение трудности ® выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы) ® организация наблюдения и эксперимента, позволяющих принять или опровергнуть гипотезу;
– учитель исполняет роль консультанта, помощника;
– развитие индивидуальности снижает роль дисциплины.
Как видим, пересмотр целей образования закономерно приводил к построению иной системы педагогических принципов.
В отечественной педагогике в 30-е годы XX века были определены следующие принципы обучения:
– сознательности;
– наглядности;
– систематичности;
– доступности;
– прочности усвоения знаний.
В 60-е годы в связи с обоснованием теории развивающего обучения ученые выдвигали новые цели образования, а значит, и принципиально новые подходы для их реализации. Так, Л.В. Занковым были разработаны следующие принципы обучения:
– ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения;
– обучение на высоком уровне трудности;
– в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом;
– осознание учащимися всех звеньев процесса учения;
– необходимость работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
В 70-е годы двадцатого столетия педагогические принципы стали рассматривать попарно, в сопряжении, как способы разрешения противоречий:
– научности и доступности;
– сознательности и активности при руководящей роли учителя;
– наглядности и развития абстрактного мышления;
– связи теории с практикой;
– коллективного характера обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Общее расширение количества педагогических принципов в дальнейшем потребовало их классификации. Так, Б.И. Коротяев [3] группирует принципы с учетом того, что в педагогическом процессе функционируют не только педагогические, но и социальные, психологические, физиологические закономерности. Б.Т. Лихачев [4] выделяет две группы принципов по функциям педагога – принципы общей организации учебно-воспитательного процесса (комплексного подхода, связи с жизнью, обучение и воспитание детей в коллективе и др.) и принципы, опирающиеся на данные смежных с педагогикой наук (ведущей роли обучения по отношению к развитию, учета возрастных и индивидуальных особенностей и др.). В.С. Безрукова [1] классифицирует принципы по факторам, определяющим эффективность образовательного процесса:
– принципы, вытекающие из особенностей Человека как главного объекта педагогики: принцип природосообразности, принцип гуманизации;
– принципы, характеризующие требования к организации педагогического процесса: демократизации и целостности;
– принцип, раскрывающий отношения педагогического процесса со средой: принцип культуросообразности.
В современных учебных пособиях по педагогике (см., например:[8]) выделяют содержательные и процессуальные принципы обучения.
Содержательные принципы обучения:
– гражданственности;
– научности;
– воспитывающего обучения;
– фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Процессуальные принципы обучения:
– преемственности, последовательности и систематичности обучения;
– единства группового и индивидуального обучения;
– соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
– сознательности и творческой активности обучаемых;
– доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
– наглядности.
Как отмечает А.В. Хуторской [9], данные принципы не позволяют регламентировать целостный образовательный процесс в динамике развития его основного компонента – образовательной деятельности учащихся. Поэтому он предлагает принципы, характеризующие образовательную деятельность ученика:
– личностного целеполагания ученика;
– выбора индивидуальной образовательной траектории;
– метапредметных основ образовательного процесса;
– продуктивности обучения;
– первичности образовательной продукции учащегося;
– ситуативности обучения;
– образовательной рефлексии .
Таким образом, на основе дидактических законов, закономерностей и принципов проектируется образовательный процесс с определенными характеристиками, разрабатываются обучающие системы.