Воспитание и школав Израильско-Иудейском царстве

В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было реша­ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в историй установить единобожие удалось еврейскому народу.

Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над теми, кто их нарушает, — право судить и карать.

Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное царство Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию — столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II захватил последний оплот иудеев — Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ­ходимости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. Многочисленные пророки в этот период стали как бы учителя­ми своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

Столь сложные исторические перипетии, а также мисти­цизм сознания древних евреев отразились на их отношении к воспитанию, которое можно охарактеризовать как религиоз-но-национальное явление, где оба начала были единым це­лым. Продолжение рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учи­тель, чаще всего проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова Библии, особенно Торы (Пяти­книжия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и переда­ваться детям тоже должны бесплатно. Уважение к учителю вос­питывалось в семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как аб­солютный господин.

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

Тора и Талмуд — свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы — служили главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали почти наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяй­ства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы.

Переход к единобожию был важным шагом к рассмотре­нию категорий Добра и Зла, на чем формировались идеалы, лежавшие в основе взглядов на воспитание. Конечно, дохрис­тианская мораль представляется сегодня чуждой современному европейцу. Принципы типа «око — за око» признаются сегодня аморальными, но в них уже проявились зародыши морали, отличавшиеся от первобытных табу. А следовательно, у иудей­ских воспитателей уже появился предмет для обсуждений с детьми, что было первым, пусть и небольшим, шагом к осоз­нанию норм и принципов справедливости через воспитание.

После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский народ расселился практически по всему свету, но элементы его древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.

Наши рекомендации