Стимуляция эмоциональных реакций.
Цель: вызов положительно-эмоционального отношения к занятиям и стимуляция голосовой активности, лепета, лепетных слов, простой фразы.
На этом этапе решающую роль для эффективности занятия и работоспособности ребенка играет эмоциональный фон. Все занятия проходят эмоционально: побуждают ребенка к ответным эмоциональным реакциям в виде мимических и подражательных реакций. Постоянно поддерживают интерес к общению и занятию.
Главной и всеподчиняющей целью каждого занятия является речевая активность ребенка. Для вызова активности стимулируют смех ребенка, гуление и радостные возгласы.
Наибольшая активность голосообразования достигается в эмоционально-положительные моменты. У ребенка вызывают спонтанные и отраженные звуки в определенном положении - в «рефлексо-запрещающей позиции».
Развитие начальных этапов формирования активной речи.
Цель: стимуляция лепета, лепетных слов.
Необходимо установить эмоциональный контакт. Вначале у ребенка появляется улыбка, он начинает фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко наклоняется к ребенку, разговаривает с ним, произносит певучие звуки гуления и лепета, лепетные слова.
1. Логопед произносит звуки «а», «у», слоги «бу», «ма» в момент выдоха ребенка, а паузы делает во время вдоха. Очень часто ребенок подключается к «разговору», логопед поддерживает активность ребенка, произносит звуки тише, с частыми паузами, давая слушать ребенку его звуки гуления. Эти игры-занятия проводят на эмоционально-положительном фоне с целью стимулирования и закрепления гуления и лепета, ежедневно по 2- 3 раза, в течение 2-5 минут.
2. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов повторно то наклоняются к лицу ребенка, то отдаляются от него, ласково, с улыбкой произносят его имя, звуки гуления, лепета. Произносят отчетливо один и тот же звукокомплекс («гу», «гы», «бу», «ма») через определенные интервалы, побуждая ребенка к ответным реакциям.
3. Если удается вызвать у ребенка новый звук, то логопед повторяет за ребенком произнесенный им звук с тем, чтобы ребенок прислушался к звуку. В этих условиях у него легче возникают подражательные голосовые реакции. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления и лепета, проводят игру «перекличка». Логопед отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной реакции. Если реакция задерживается, то вновь повторяют звук, побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые звуки и звукосочетания. Автоматизируя гуление, стремятся вызвать более длительное и протяжное звучание. Упражнения проводятся по 2-3 раза ежедневно.
4. После этих упражнений проводят упражнения, направленные на пассивное произнесение слогов «ма», «ба», «па». Для этого в моменты положительно-эмоционального состояния ребенка, после предварительно проведенного дифференцированного массажа и гимнастики артикуляционного аппарата, стараются вызвать у ребенка голосовую активность, гуление, что одновременно сочетается с подключением вибрации нижней губы. Ритмичное смыкание и размыкание губ, подключенное к голосу, создает возможность произнесения губных звуков «м», «п», «б». В моменты пауз ребенку предоставляется возможность выявить свое отношение к этому виду игры. Чаще всего дети реагируют бурной радостью, готовностью и ожиданием продолжения этих видов упражнений.
5. После закрепления этого вида игры переходят к следующему приему по стимуляции лепета: сочетание произвольной вокализации и пассивной вибрации губ с определенными укладами губ. Создаются определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков «а», «о», «у», «и». Так, для вызова слога «ба» смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению гласного звука «а». Для вызова слога «бо» губы ребенка собираются в «хоботок», и в таком положении проводят смыкание губ. Если это упражнение проводится с некоторым вытягиванием губ вперед, то слышится слог «бу». Если при произвольной вокализации ребенка проводят ритмичное смыкание широко растянутых губ, то слышится слог, близкий по звучанию к «бы-бы». Занятия проводят неоднократно в течение дня, по 3-4 минуты.
6. По подражанию у детей можно вызвать таким же путем звук «м», который в сочетании с определенными укладами губ и произвольной вокализацией создает условия для произнесения слогов «ма», «мо», «му», «мы». Это умение произносить отдельные слоги с пассивной помощью постепенно автоматизируется, а в дальнейшем слоги произносятся ребенком без посторонней помощи.
Дальнейшее совершенствование слухо-речевого анализатора, артикуляционной моторики и усиление ротового выдоха способствуют возможности произнесения подряд несколько слогов: «ба-ба», «ма-ма-ма», «бу-бу», «пы-пы».
Лепетные звукокомплексы, произносимые ребенком, соотносятся с определенными действиями, предметами, явлениями («бо-бо» - больно, «ба» - упало, «му» - корова ит.д.). Появляются лепетные слова.
Положительные сдвиги в развитии ребенка способствуют переходу его на более высокий этап развития.