Представить результаты исследования
Составить модели для исследования.
Для четности возможны варианты:
1). Ч*Ч; 2).Ч*Н 3). Н*Н 4).Ч * Ни-ни 5). Н * Ни-ни 6). Ни-ни * ни-ни
Собрать дополнительный фонд для того, чтобы можно было исследовать все виды моделей.
Ч*Ч | Ч*Н |
y=x2*x4 y=x2*|x| y=x4*|x| y=(x4-3)*(-x2) | y=x2*2x y=x4*x3 y=|x|*3/x … |
Исследовать полученные модели на четность (по заданному вопросу).
Дано: у=x2 - четная;
y=x4 - четная.
Проверить на четность функцию g=x2 * x4
Исследование.
1). Область определения функции g(x)
D(g): (- ; + ) - симметричная относительно начала отсчета.
2). g(-x) = (-x)2*(-x)4=(-x)6=x6=g(x)
Из 1) и 2) следует, что функция g(x) - четная.
Аналогично проверяются остальные функции вида Ч*Ч.
Сформулировать гипотезу.
В данном случае: Ч*Ч=Ч (произведение двух четных функций есть четная функция).
Проверить гипотезу на дополнительном фонде (привести примеры и, если есть - контрпримеры).
g=(x4-3)*(-x2)
1). Область определения функции g(x)
D(g): (- ; + ) - симметричная относительно начала отсчета.
2). g(-x) = ((-x)4-3)*(-(-x)2) =(x4-3)*(-x2)=g(x)
Из 1) и 2) следует, что функция g(x) - четная.
Контрпримеров мы здесь не нашли.
8. Сформулировать гипотезу в виде теоремы (если… то…).
Если перемножить 2 четные функции, то в результате получится четная функция.
Доказать теорему в общем виде.
Дано.
y=f(x) - четная;
y=p(x) - четная.
Доказать:
g(x) = f(x)*p(x) - четная.
Доказательство.
(a)y=f(x) - четная, следовательно,
D(f) - симметрична относительно начала координат;
f(-x)=f(x)
(b)y=p(x) - четная, следовательно,
D(p) - симметрична относительно начала координат;
p(-x)=p(x)
Для функции g(x) = f(x)* p(x)
D(g)=D(f) D(p) - симметрична относительно начала координат (видно на рисунке области определения). Обычно ученики делают здесь обобщение: пересечение отрезков, симметричных относительно начала отсчета, дает отрезок, симметричный относительно начала отсчета.
g(-x)= f(-x)* p(-x)= f(x)* p(x)=g(x) (по (a) и (b)).
Из 1) и 2) следует, что g(x) - функция четная, что и требовалось доказать.
Выбрать дальнейший путь исследований.
Возможны следующие направления работы:
- увеличивать фонд за счет добавления более сложных функций. Здесь можно доказать теорему о том, что произведение любого количества четных функций есть функция четная (Ч*Ч*Ч*…*Ч=Ч);
- рассмотреть частные случаи (отыскание возможных следствий из доказанной теоремы);
- составить и проверить обратные утверждения.
Применить новую модель.
Учащиеся составляют задачи, для решения которых можно использовать доказанные теоремы.
Например:
Определить четность функции y=x2*|x|*(x4-3)*(x124+715)*33333
Представить результаты исследования.
Представление результатов обычно проводится в виде мини-конференции, где поочередно выступают представители каждой группы. Предварительно оформляются отчеты по исследовательской работе, которые вывешиваются в классе. В дальнейшем они используются в учебном процессе.
Результаты исследовательских работ, проведенных учащимися на уроках по данной теме, приведены в приложении.
Таким образом, можно утверждать, что детская исследовательская работа строится по законам настоящей исследовательской научной работы.
"О пользе дела" Учителя нередко задают вопрос: "Зачем все это нужно? Для чего вместо одного 10-минутного упражнения тратить 2 урока, когда часы на изучение предмета и так урезаются, и программа уплотнена до предела? На этот вопрос автор обычно дает два ответа. 1 ответ - общий: у каждого учителя в данный момент в данном классе своя цель и свои задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, и, значит, свои приоритеты. И каждый учитель имеет право решать, что, как и зачем ему делать на своих уроках. 2 ответ - конкретный: зачем это нужно мне, учителю математики, Г.В. Беловой. Здесь несколько аргументов. 1) Цель моей работы как учителя - не оценка и не экзамен и даже не набор математических знаний, умений и навыков. Цель - развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. 2). 9 класс - подростковый возраст. Доминирующий вид деятельности - общение. Главная проблема - мотивационная. А групповая работа в исследовательском режиме удовлетворяет потребность подростка в общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. 3). Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он:
|
Литература
|