Тема 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве
Воспитание, развитие и обучение детей наиболее успешно осуществляется в игровой деятельности, т. к. игра – наиболее доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей. Игра в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) названа «академией детской жизни». Игра – это сама жизнь. В 1995 г. в Москве на международной научно-практической конференции по проблемам детской игры она характеризовалась как своеобразный способ отражения детьми окружающего мира, своеобразная социально-детерминированная деятельность, обладающая высоким развивающим эффектом в дошкольные годы. Наибольшие результаты в развитии, воспитании даёт самостоятельная игра детей, игра по их инициативе, свободная, самодеятельная игра. «Игра» не является в полном смысле слова научным термином. Хотя игру как сложный вид деятельности детей изучали и изучают представители многих наук, начиная с XIX века. Об огромном значении игры в жизни дошкольников свидетельствует тот факт, что созданы и действуют международные организации: ICCP – Международный совет по игре ребёнка, IPA – Международная ассоциация защиты права ребёнка на игру. «Игра» дословно означает «развлечение». Это сложный, многогранный вид деятельности, т. к. многое в игре происходит во внутреннем плане.
В связи с проблемой игры в дошкольной педагогике используется множество терминов. Наиболее распространёнными являются: структура игры, сюжет, роль, формирование игры, управление игрой, руководство игрой, технология игры, игровое творчество, педагогическая поддержка игры, культура игры, игровая позиция.
Структура игры (Д. Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила.
Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент в творческих играх.
Формирование игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
Управление игрой (Н. Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.
Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.
Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.
Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приёмов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.
Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнёров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.
Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический её аспект.
Игровая позиция (Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.
В педагогике существовало несколько классификаций игр детей. Рассмотрим некоторые из них.
Классификация К. Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, неродные игры, игры для воспитания.
Флерина Е. А. в свое время предложила следующую классификацию игрушек: образные, игрушки — животные, игрушки — транспорт, технические, веселые, театрализованные, дидактические, настольно-печатные.
Макаренко А. С. Различал: готовые игрушки, полуготовые, игрушки — материалы.
Г. Локуциевская предложила делить игрушки на: дидактические, используемые на занятиях; в совместной деятельности; в самостоятельной игре детей, созданные детьми, предметы – заместители; народные игрушки.
В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр.
2. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми.
Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.
Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учётом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.
С. Л. Новосёлова предложила в настоящее время (90-е годы) следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:
а) игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);
б) игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры – забавы);
в) народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).
Кроме того, появились компьютерные игры, остаются актуальными игры с песком и водой, снегом.
Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет разновидности игр: игра – роль, игра – отношение, игра – действие, - отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников, что игра утрачивает своё традиционное значение, возможно, по объективным причинам.
Разнообразны дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на: дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой; игры экологического содержания.
Дидактические игры с учётом обучающих заданий:
- настольно-печатные (головоломки, игры – задания);
- словесные (загадки, логические задачи);
- словесно-подвижные (упражнения, соревнования);
- конструктивные (объёмные и плоскостные);
- игры на занятиях;
- игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);
- игры для самостоятельно деятельности детей.
Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры – аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).
Музыкальные игры: хороводы, игры – забавы, бессюжетные музыкальные игры.
Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.
Для игры очень важна игровая среда. Необходимо учитывать общие принципы построения развивающей среды, разработанные под руководством В. Петровского (эмоциогенность, учёт пола, открытость и др.). Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребёнка к творчеству, активности, самостоятельности. Необходимы игрушки с учётом возраста. Например, в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки – каталки, развивающие движения; игрушки – забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки – модули (средообразующие предметы). Предметы – заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игре (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).
Для средней группы для игры используется открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.
Если позволяют условия дошкольного учреждения, рекомендуется создавать стационарные и временные игровые центры для разных видов игр в отдельных, специально отведённых помещениях (игровых центрах). Учёт пола осуществляется путём создания игрового «мира» мальчиков и девочек. Так, Н.Ф. Тарловская (программа «Радуга») предлагает в старших группах для девочек иметь атрибуты для игры в принцесс, замки; для мальчиков – в рыцарей, мушкетёров, пиратов, индейцев. Для воспитания мужественности у мальчиков Л.В. Градусова рекомендует использовать атрибуты к играм героической тематики по мотивам русских народных сказок (голова Чуда – Юда, мечи и т. д.). Дети старших групп могут сами создавать атрибуты к играм.
В современной дошкольной педагогике имеется достаточно технологий различных видов игр. Остановимся на технологии сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра появляется в жизни детей на 3-м году жизни. Это игры в «Магазин», в «Дом», в «Больницу» и др. Основы технологии были заложены Д. В. Менджерицкой, которая считала, что творчество в сюжетно-ролевых играх – это способность, которая развивается в игре; необходимо так руководить игрой, чтобы развивалось детское творчество. Для этого целесообразно использовать следующие приёмы: приёмы, направленные на обогащение детских впечатлений; в ходе игр применять внесение атрибутов, введение второстепенных ролей; напоминание и др.
Группа учёных – педагогов (С. Л. Новосёлова, Н. Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:
- обогащение впечатлений об окружающем;
- обучающие дидактические игры;
- своевременное изменение игровой среды;
- проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.
Н. Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», посвящённого игре, предлагает на 3-м году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Для этого вначале используются игры, облегчающие адаптацию детей: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Шли – шли и что-то нашли». Затем организуются игры типа «Накорми меня», «Я тебя накормлю», «Накорми зайку». Следующая серия игр обучает детей умению принимать роль: «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами», игра в «Самолёты» и др.
Во II младшей группе основной приём, по мнению Н. Ф. Тарловской, – приём параллельной игры, когда педагог берёт на себя по согласованию с играющим ребёнком ту же роль, что и ребёнок, и в этой роли непринуждённо руководит игрой, подсказывает, предлагает новые «повороты» сюжета игры. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог даёт образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.
Внесение ролевой атрибутики также является действенным приёмом. В старших группах Н.Ф. Тарловская предлагает использовать создание тематических альбомов, где будут собраны иллюстрации, отражающие работу медиков (для игры в «Больницу»), продавцов (для игры в «Магазин») и т. д. Можно использовать рассказ о том, как педагог играла в эту игру в детстве, исполнение педагогом роли диспетчера, волшебницы.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в основу своей технологии положили взаимодействие педагога с детьми в игре через основные и дополнительные роли. Алгоритм взаимодействия учитывает возраст детей. Авторы рекомендуют строить технологию по этапам:
- этап подготовки к игре;
- этап усвоения ролевого поведения;
- этап взаимодействия всех участников игры.
Педагог может руководить игрой со стороны или играть вместе с детьми.
В старших группах авторы предлагают использовать приём сюжетосложения, т. е. подвести детей в игре к складыванию различных сюжетов:
- расшатывание воспитателем знакомых сюжетов;
- сложение сюжетов (реального и сказочного);
- игра – фантазирование (придумывание старых сказок на новый лад и игра по этим сюжетам).
В качестве основных педагогических условий в руководстве игрой выделяются следующие:
- стимулирование самостоятельной игровой деятельности детей;
применение тактики избирательного взаимодействия педагога с детьми в игре, т. е. адекватное игровое поведение педагога;
учёт возможностей ребёнка и педагога в игре.
Педагог может принимать ребёнка в игру, помогать выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие, вовлекать ребёнка в процесс обмена мнениями, интересоваться желаниями ребёнка, может выйти из игры сам или как участник игры, или с другими участниками, чтобы начать новую игру в другой обстановке. Педагог помогает создавать игровую обстановку, стимулирует поиск сюжетов, действий (разговор по телефону, радуется действиям детей, выдумке, отвечает на вопросы, откликается на просьбы, поощряет игру, использует сюрпризные моменты).
Психолог Е. Кравцова утверждает, что для развития творчества и воображения нужно использовать участие в игре детей по созданию ситуаций, мешающих развитию сюжета, предлагать каждый раз по-новому играть в одну и ту же игру. Это заставляет детей искать выходы из ситуаций. Например, парикмахер один раз делает причёску моднице, в другой раз стрижёт капризного ребёнка или пожилого человека и т. д. Соответственно игровые действия, игровые диалоги будут иные. Можно использовать в игре вместо кукол кубики со схематическим изображением различных эмоций, мимики человека.
Зарубежные авторы предлагают для игры кукол, отображающих всех членов семьи, представителей нескольких поколений (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочка).
В исследовании Т. Палагиной и в нашем исследовании (В. Турченко, Т.Доронова) в игре младших детей успешно использовались следующие приёмы: игры с продолжением (лечат «ребёнка» в «больнице», а затем предлагают долечить его дома, давая подробные инструкции); ставить ребёнка в позицию взрослого (ребёнок подсказывает, учит взрослого играть); игровые тренинги (воображаемая ситуация – «Пойди, погуляй, пожалуйста, с моей собачкой»). При этом никаких атрибутов, игрушек не используется. Наша технология предполагает руководство по результатам наблюдений, позволяет идти в игре за ребёнком, предоставлять ему самостоятельность.
Т. М. Бабунова в пособии «Педагогические условия организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях» (Златоуст, 1993) обобщила приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми по возрастам.
Таким образом, существует множество авторских технологий. Задача современного педагога – знать их суть и осознанно использовать в практике работы с детьми.
В целом, в отношении всех видов игр в науке сейчас предлагается термин «педагогическая поддержка игры».
Другой наиболее значимой, обширной группой игр являются дидактические (обучающие) игры. С помощью дидактических игр ребёнок учится применять полученные знания в игровой форме (сравнивать, обобщать, определять цвет, форму): «Чудесный мешочек», парные картинки «Вершки – корешки» и др.
Разнообразие дидактических игр даёт возможность решать педагогу широкий спектр задач в обучении: учить загадывать, отгадывать загадки, совершенствовать сенсорные, математические, речевые способности.
Флерина Е. А. в свое время предложила следующую классификацию игрушек: образные, игрушки — животные, игрушки — транспорт, технические, веселые, театрализованные, дидактические, настольно-печатные. Флёрина Е. А. отмечая педагогическое значение игрушки, подчёркивала, что игрушка необходима для развития. Автор разработала требования к игрушке (занимательность, динамичность, стимулирование к коллективным играм, высококачественность, безопасность). Флёрина предлагала методику использования игрушки, характеризовала народную игрушку.
Макаренко А. С. Различал: готовые игрушки, полуготовые, игрушки — материалы.
Г. Локуциевская предложила делить игрушки на: дидактические, используемые на занятиях; в совместной деятельности; в самостоятельной игре детей, созданные детьми, предметы – заместители; народные игрушки.
Современная классификация игрушек (Новоселова С. А.) такова: игрушки по степени готовности; игрушки по материалам, из которых они изготовлены; игрушки по функциональности; игрушки по художественным образам.
Развивающий эффект детских игр проявляется:
- в положительном влиянии игр на эмоциональную сферу;
- в проявлении ребёнком инициативы, активности;
- в совершенствовании произвольности поведения, индивидуальных склонностей личности.
Современные педагоги должны знать рекомендации по созданию оптимальных педагогических условий для игр, чтобы они сполна выполняли свою развивающую функцию.
Для детей раннего возраста такими условиями будут являться следующие:
- создание игровой среды, включающей дидактические, образные, игрушки, связанные с развитием движений. Одинаковых игрушек должно быть достаточно на подгруппу, чтобы не было конфликтов;
- педагог выступает организатором дидактических игр, подвижных, игр – забав, строительных, игр с песком, на 3-м году – сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевых играх воспитатель часто берёт на себя главные роли, общается в зависимости от уровня развития игры, общего уровня развития ребёнка. Чаще это индивидуальная игра педагога и ребёнка, реже – с подгруппой детей; воспитатель создаёт условия для проявления самостоятельности детей в игре.
В дошкольном возрасте развивающий эффект игр будет возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
- привлечение детей к изменению, созданию игровой среды;
- стимулирование самостоятельной игры детей;
- применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре;
- использование педагогом разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнёра, арбитра).
С помощью соблюдения, создания вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, способность лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.
Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей.
Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения. Таким образом, игровая деятельность – наиболее сложный и значимый для развития детей вид деятельности. У практиков существуют большие проблемы в использовании технологий разных видов игр. Игра не занимает должного места в образовательном процессе дошкольных учреждений. Причин этому существует множество, вследствие чего необходимо стремиться к их устранению. Основные пособия по игровой деятельности: Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006; Игра и дошкольник / под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004; Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь., М.: Сфера, 2010; Михайлова З.А. Математика это интересно / З.А. Михайлова. – СПб: Детство – Пресс, 2004.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается значимость игры для развития дошкольников?
2. Назовите основные классификации игр для дошкольников.
3. В чем заключается сущность комплексного руководства игрой дошкольников?