Требования к уровню подготовки
К концу года ребенок может:
· Доброжелателен по отношению к сверстникам,
· Владеет речевыми формами вежливого обращения
· Называет работников дошкольного учреждения по имени отчеству
· Бережно относится к вещам, стремится поддерживать порядок в группе и в своих вещах
· Умеет разрешать спорные ситуации
· Умеет выражать сочувствие
· Знает правила гостевого этикета
· Умеет вести себя в транспорте
Способы проверки знаний, умений и навыков
Диагностика проводится в процессе наблюдения за деятельностью детей. Результаты фиксируются в таблице.
Диагностическая таблица сформированности навыков культуры поведения детей от 4 до 5 лет (образовательная область «Социализация»)
Дата_________Группа_____________________________Воспитатели________________________________
Знания, умения, навыки Ф.И. ребенка | Доброжелателен по отношению к сверстникам | Владеет речевыми формами вежливого обращения | Называет работников дошкольного учреждения по имени отчеству | Бережно относится к вещам, стремится поддерживать порядок в группе и в своих вещах | Умеет разрешать спорные ситуации | Умеет выражать сочувствие | Знает правила гостевого этикета | Умеет вести себя в транспорте | Итог | |
Критерии оценивания:
0 – нет знаний; 1 – частичные; 2 - достаточные знания; 3 – полные, наиболее самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду под ред. Васильевой М.А. и др. М., Мозаика-Синтез, 2010.
2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. под ред ТС. Комаровой и др. М., Мозаика-Синтез, 2008
Образовательная область «Труд»
Пояснительная записка
Содержание данной области предполагает формирование положительного отношения к труду через решение следующихзадач:
- развитие трудовой деятельности,
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,
- формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Трудовое воспитание в детском саду является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых – сотрудников детского сада. Кроме этого, необходимо познакомить детей с видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им понятны (продавец, почтальон). Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии, во время которых детей привлекают к посильному для них труду. Рассказывая о труде взрослых, воспитатель ставит задачу постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудится, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. Ознакомление детей с трудом взрослых осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Явления общественной жизни». Планирование содержания трудовой деятельности осуществляется в различных режимных моментах и в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи:
· Расширять представления детей о труде взрослых;
· Формировать у детей навыки самообслуживания;
· Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Содержание образовательной области
№ раздела | Название блока | Содержание блока |
Самообслуживание | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок - чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Приучать самостоятельно готовить к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т.д.) | |
Хозяйственно-бытовой труд | Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи) | |
Труд в природе | Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). | |
Ознакомление с трудом взрослых. Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам. | Воспитывать положительно отношение к труду, желание трудиться. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию. Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжать знакомить детей с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач). Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда. |
Перспективно-тематический план по разделу «Трудовое воспитание»