Б 20.Сод-е работы по форм-ю словаря в связи с ознак-ем детей с предметами

Работа по форм-ю сл-ря нач-ся со знак-ва д-й с пред-ми путем демонстрации пред-в: действий с ними. Цель зан-й - ввести в дет. речь назв-я пред-в и дейст-й с ними. Приемы: I) неожид-е появл-е и исчез-е (назв-е пред-та дается тогда, когда вн-е р-ка сосред-но на нем и повт-ся многократно), 2) движ-е пред-та (в следую-м моменте зан-я — слово исп-ся как сигнал. Созд-ся поисковая сит-ция. Зад-ся ? - где предмет?), 3) дейс-е с ним (закрепл-е слова - «выбери этот пред-т среди др.»). М.исп-ть игр-е приемы: чудо-мешочек, посылка, домик где живут игрушки, телевизор, в кот. происх-т дей-е. В ср. и ст. гр. такие зан-я не пров-ся, т.к. новые слова легко усваив-ся в деят-ти. Треб-я: набор пред-в д.б. значимым для деят-ти р-ка и обладать частями. Ход: идет он от общего воспр-я пред-та к выдел-ю его частей и особ-тей. Стр-ра данных зан-й: 1) вычл-ние пред-та в сит-ции, 2) цель – обуч-е д-й обслед-ким дейс-ям_- вводится новое слово, 3) орг-ция упр-я д-й в выдел-и кач-ва в разнообр-х предм-х и в использ-и нового слова. Завершающим в системе зн-й по формир-ю сл-ря явл-ся зан-я по сравн-ю пред-в.

Б 24. Содержание и методика слов. раб. в процессе обучения загадыванию загадок.

Загадка - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающие в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Виды загадок: 1) описательные - строятся на перечислении признаков предмета (всегда во рту, а не проглотишь)2) метафорические - реб. должен понимать скрытый смысл метафоры, сопоставить предметы и явления, увидеть черты сходства, выделить их. Значение загадок: I )развивает мышление: быстроту реакции, умств. активность, интерес к миру 2) способствует активному развитию речи. В настоящее время определено 2 подхода к обучению детей загадыванию загадок: I) разработан Сашковой обучение со ст. д.в., обучение осущ. в 2 этапа: а) рассматривание и обследование предмета. Цель: выделить все существ. признаки предмета (прием сравнения) б)выделение признаков, оформление в загадки (подбор эпитетов, метафор) 2) автор Нестеренко- система роботы основана на использовании опорных схем. При использ. опорных схем облегчается процесс составления загадок, поэтому доступен детям с 3-4 дет. На 1 этапе состав. Загадки на основе описат. признаков. Привести примеры 3 схем.

Признаки объекта: какой? Что такое?
Круглый Солнце
Резиновый Сапог
Красный Помидор

«Самолет» как, но не…

Что делает? Что такое же?
Летает Птица
Гудит Паровоз
Перевозит людей Автобус

« Табурет» Про предметы мебели.

Какие части? Сколько? На что похоже?
Ножки Столбики
Сиденье Квадрат

Б 28. Формирование способов словообразования (СЛО).Грамматика - во - первых - грамматич. строй языка, во - вторых, наука о языке, его законах и закономерностях, это свод правил от изменения слов, словообразований и формировании слов в предложения. Освоение грам. строя речи тренирует умств. способности реб. При формир. грам. правильной речи следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной.Морфология изучает грамматические свой -ва слова, его формы, синтаксис - словосочетания, предложения. В рус. яз. совр. способом словообразования явл. способ сочетания родных по значению морфем ( приставка, суффикс, корень, окончание). Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строит. Мат - ла ( под - берез - ов - ик, ракет - чик) Реб. овладевает прежде всего словообразовательными моделями и смыслом значимых частей слова ( приставка, суффикс, корень, окончание).На основе практического сопоставления слова с др. словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообр. Имеет общую со словоизменением основу - образование динамического стереотипа. Для СЛО важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное.Уже в 2 - года малыши образ. свои слова, которые явл. искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых( « акини» - картинки). В ср. воз. наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание собственных слов - словотворчество: «вертоплан»( вертолет), « насупился» (наелся супа),» рогаются» ( бодаются). Новые слова появл. в связи с растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать что - то растет, поэтому дети образуют новое , пользуясь своими грамматич. наблюдениями(« Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель). Обратить вним. дет на образование слов с помощью суффиксов: мл. возр. - I ) сущ. с суфф. -детеныши животных, посуды 2) некоторые способы образования глаголов с помощью приставки а) образ-е гл-в от звукоподражающих слов б) обр-е гл-в при помощи приставок. Ср. воз. - I ) продолжается работа по обучению разными способами образовывать слова в игр. форме и с помощью упр-й как у малышей, только методика проведения игр усложняется 2) занятия по формир-ю навыков образования названий посуды с суффиксами -ниц. -онк, -ник 3) образование различных форм глаголов, спряжение глаголов по лицам и числам 4) образование звукоподражающих глаголов 5) способ отыменного образ-я глаголов (мыло-мылит) Ст. возр. - задача -образование названий профессий от различных частей речи с суф-ми. приставками и др. средствами. Реб учится вычленять части слова, осмысливать их, оперировать ими. Игры: I ) «Знаешь ли ты профессии:» (часы - часовщик) 2) «Кто он такой?» (образ-е сущ-х от глаголов: работает -работник) 3) «И я тоже» (образ-е суш-х жен.р. от суффиксов: летчик - летчица) 4) подбирать однокоренные слова: береза, подберезовик. Задача -обучение разным способам образовать сравнительную степень сравнения прилагательных. К концу дош. возр. реб. овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. Желательны спец. упр -я в словообразовании, которые формируют чувство языка и способствуют запоминанию нормативов.

Наши рекомендации