Подготовка и проведение экспериментальной части работы
Курсовые и квалификационные работы по АФК ориентированы на проведение педагогического эксперимента. Чаще всего используются два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий.
Констатирующий эксперимент ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления. Констатирующий эксперимент проводится студентом 1) при ограниченном времени исследовательской работы (например, в течение 4-недельной педагогической практики); 2) как начальный этап формирующего эксперимента. Например, при изучении силовых способностей слепых и слабовидящих школьников младших классов, по заранее намеченной стандартной методике измеряются силовые способности учащихся 1, 2, 3, 4 классов (4-5 тестов), результаты которых и являются базовым материалом для последующего анализа. В зависимости от задач исследования полученный материал позволяет провести следующие виды анализа количественных показателей: а) анализ возрастной динамики развития силовых способностей у младших школьников с нарушением зрения; б) сравнительный анализ силовых способностей слепых и слабовидящих детей; в) сравнительный анализ силовых способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста; г) степень отставания силовых способностей у младших школьников с нарушением зрения от здоровых сверстников; д) влияние традиционной программы по физическому воспитанию на развитие силовых способностей детей с нарушением зрения.
Формирующий эксперимент связан с разработкой, реализацией и проверкой эффективности экспериментальной программы, составленной студентом, в соответствии с названием работы, ее гипотезой и задачами. Педагогический процесс во всех видах АФК носит коррекционно-развивающую направленность, базирующуюся на особенностях двигательной и психической сферы детей с нарушениями в развитии, поэтому большая часть исследовательских работ студентов решает именно эти проблемы.
Формирующий эксперимент предполагает: 1) исследование исходного уровня изучаемого явления (функции, состояния, способности) до начала эксперимента; 2) самостоятельную разработку экспериментальной программы и включение ее в педагогический процесс; 3) определение конечного уровня изучаемого явления после окончания эксперимента. Чтобы доказать рациональность экспериментально вводимых условий (программы), проводится сравнительный анализ не только исходных и конечных показателей опытной группы, но и их сопоставление с контрольной группой, работающей по традиционной методике. Для обеспечения надежности ожидаемых результатов эксперимента и репрезентативности выводов важно, чтобы опытная и контрольная группы были приблизительно однородными по состоянию здоровья, возрасту, количественному составу, уровню физического развития и физической подготовленности. Технология определения объема выборки описана в пособии Б.А. Ашмарина (1978).
В соответствии с этими требованиями составляется программа эксперимента с указанием содержания и последовательности действий исследователя (место, время, объем и порядок проведения исследований, способы диагностики, контрольных измерений, порядок использования физических упражнений, техника и инструментарий исследования, схемы наблюдений, протоколы и т. п.). Например, при задаче «разработать методику развития мелкой моторики у младших школьников с ЗПР» в программе должны быть описаны упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах, координации, силы и точности движений кисти и пальцев, определен объем, последовательность и их место в уроке, а также тесты для оценки уровня развития мелкой моторики.
2.3.9. Обработка результатов исследования состоит в количественном и качественном анализе полученных данных для объективной оценки результатов исследования. Для педагогических исследований в сфере АФК характерно ограниченное число испытуемых. Экспериментальные группы (классы) могут составлять от 3-5 до 10-12 человек, т. е. имеют малую выборку. Высокие индивидуальные различия учащихся коррекционных школ (по состоянию здоровья, уровню физического и психического развития, наличию вторичных нарушений, двигательного опыта, состоянию сохранных функций) создают высокую вариативность показателей, и требуют корректного выбора методов статистической обработки материалов исследования.
Статистическая обработка предполагает наличие в группе не менее 6-7 человек. В студенческих научных работах наиболее типичным является использование средней арифметической величины. Она позволяет выявить динамику средних количественных показателей группы в абсолютных величинах, но нивелирует индивидуальные результаты. Часто используется процентное выражение результатов исследования, однако расчет процентов неубедителен, если обследовалась малая по численности группа. Современные тенденции предполагают обработку групповых данных методами вариационной статистики, с выявлением как наиболее стабильных параметров, характеризующих группу, так и наиболее вариативных. Более подробную информацию по статистике можно получить в следующих источниках:
1.Бизюк, А.П. Методы математической статистики в дипломных исследованиях /А.П. Бизюк. - СПб.: ИСПиП, 2005.
2.Лакин Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биологических специальностей вузов. – М., 1990.
3.Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под общ. ред. В. С. Иванова. – М., 1990.
4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии./Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000.
5.Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. – М.: 2000.
При малых группах испытуемых (до 6 чел.) используется качественная обработка результатов эксперимента, которая должна носить персонифицированный характер. Отслеживание индивидуальной динамики в каждом случае поможет понять связь педагогических воздействий с произошедшими изменениями в изучаемых явлениях, найти причинно-следственные взаимозависимости, привлечь к анализу знания смежных дисциплин.