Ознакомление с окружающим. 11 страница
Каждый ребенок становится за своей парой мешочков.
1. Поднять руки вверх с мешочками, потянуться. Опустить
руки.
2. Свободные движения руками с мешочками вперед-назад
(«Раскачиваем качели»).
3. Присесть («Маленькие»), встать («Большие»).
4. Попрыгать на двух ногах («Как зайчики»).
По указанию воспитателя дети относят мешочки на место.
Дети берут мячи. Выполняют упражнения: прокатывают мяч по скамейке, проходят по ориентирам — кружкам, положенным на пол, проходят между веревками («по узкой дорожке»). Повторить 3 раза.
Подвижная игра «Бегите ко мне». Дети стоят группой на одном конце зала. Воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам в это время тихо отходит в противоположный конец помещения и говорит: «Открывайте глазки. Бегите скорее ко мне!» Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо встречает детей. Повторить 3-4 раза.
В заключение воспитатель просит детей найти собачку, которая их встречала перед занятием. Дети находят собачку. («Пришла собачка, с детками играет, громко лает. Как собачка лает?»)
На прогулке и во второй половине дня.Повторить упражнение в прокатывании мяча с отдельными детьми, которые плохо справлялись с этим заданием. Предложить поиграть в игру «Найди зайчика».
Конструирование. «Первый снег»
Задачи.Учить детей приему скатывания мягкой бумаги в комочки. Закреплять впечатления, полученные во время наблюдения за снегом. Обогащать словарь детей такими словами, как: «белый», «пушистый», «комочки», активизировать в речи детей словосочетания: «снег падает», «снег кружится».
Материалы.'/4 белой бумажной салфетки, нитки.
Содержание занятия.Воспитатель вспоминает с детьми наблюдение за падающим снегом: «Как падает снег? Давайте покажем ручками, как он тихо, плавно падает и ложится на дорожки, на землю (дети изображают падающий снег в действии). А чуть подует ветерок, снег начинает кружиться, вот так (воспитатель и дети кружатся, сопровождая движение словами):
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.
(А. Барто. «Снег»)'
Затем воспитатель предлагает детям (группе из 4-6 чел.) сделать маленькие снежные комочки, показывает и объясняет, как путем многократного сминания белого бумажного мягкого листочка и последующего скатывания его кругообразными движениями между ладошками можно сделать снежные пушистые комочки. Готовые работы воспитатель подвешивает на общую нитку (в качестве украшения группы), любуется вместе с детьми легкими вертящимися снежными комочками, дует на них.
Рисование. «Котята играют клубочками»
Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, учить рисовать в определенных частях листа, использовать разные цвета карандашей, выбирать их по своему желанию, рисовать замкнутую форму в виде спирали.
Материалы.Три клубочка из ниток красного, синего, желтого цветов, кукла би-ба-бо (кошка), листы бумаги с наклеенными силуэтами трех котят в разных позах (прыгает, сидит, ловит); цветные карандаши.
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 53. |
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, пение песенок, игры с игрушками.
Содержание занятия.Воспитатель надевает куклу би-ба-бо (кошку), прячет ее за спиной или под столом и просит детей отгадать: «Кто спрятался? Она пушистая, усатенькая, в лапках — цап-царапки. Пьет молочко и поет песенки: мяу-мяу».
После того как дети отгадают, показывает им кошку, подносит ее к каждому ребенку, чтобы он ее погладил: «Какая мягкая шерстка, а хвост пушистый (дети гладят игрушку). Кошка любит играть с клубочками. Я принесла три разноцветных клубочка. Какого они цвета?» — спрашивает воспитатель (дети отвечают), если они затрудняются ответить, уточняет название цветов.
Воспитатель бросает клубочки на пол, чтобы дети их поймали.
— Ребята, где-то спрятались котята! (Кошка зовет котят: «Мяу-
мяу, где мои котята, куда они убежали?»)
— Давайте их поищем, — предлагает воспитатель.
Дети ищут, ходят по комнате и вдруг находят котят (листы бумаги с наклеенными силуэтами). «Мама кошка обрадовалась, что нашлись ее котята», — радуется воспитатель вместе с детьми. Он обращается к ребятам: «Котята очень любят играть с клубочками, они катают их по полу, ловят за ниточку. Нарисуйте разноцветные клубочки, которыми котята играют. Возьмите листы бумаги и каждый нарисует своим котятам клубочки».
Воспитатель на мольберте показывает, как надо «наматывать нитки на клубок» (движения карандашом в виде спирали). Дети рисуют, «протягивают ниточку так, чтобы котенок ее поймал». Предлагает рисовать разноцветные клубочки, большие и маленькие.
После занятия дети рассматривают свои рисунки вместе с мамой-кошкой. Она рада, что дети нарисовали разноцветные клубочки ее котятам.
Действия с предметами. «Занимательнаякоробка»
Задачи.Продолжать знакомить детей с предметами различной величины и формы. Учить соотносить предметы, ориентируясь на их величину и форму, осуществлять выбор предметов двух разных форм (шар, куб) и трех величин — большой, поменьше, маленький — по словесной инструкции.
Материалы.«Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3 кв. см) и круглые (диаметром 7, 5, 3 см). Кубы (6, 4, 2 куб. см), а также шары (диаметром 6, 4, 2 см).
Содержание занятия.Педагог говорит детям, что у него есть кубики и шарики разной величины. Она предлагает вложить предметы в «занимательную коробку». Для этого надо все кубы положить отдельно от шаров.
Дети, стоя у дидактического столика, отбирают кубики, которые лежат вместе с шарами в общей коробке.
Когда дети выполнят первую часть задания — отберут кубики, воспитатель предлагает опустить их в «занимательную коробку». Каждый малыш берет себе по 3 кубика: «большой», «поменьше», «маленький». Затем поочередно опускают предметы в квадратные отверстия, ориентируясь на величину предмета и отверстие в «занимательной коробке».
Маленький предмет ребенок может опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается или в большое или в среднее отверстие; большой предмет малыш проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом каждый малыш учится соотносить не только предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами.
Затем дети поочередно (по 2 человека) выполняют те же задания, только с шарами. Задания считаются выполненными, если ребенку удается опустить все предметы в «занимательную» коробку.
Повторные игры с «занимательной коробкой» предполагают действия с предметами разными по величине и форме. «Занимательная коробка» становится необходимым пособием на дидактическом столике. Малыши могут использовать ее самостоятельно, по своему желанию.
Речь. «Курочка Рябушечка»
Задачи.Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знание наименований частей тела. Развивать речевой слух. Упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.
Материалы.Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая).
Содержание занятия.Воспитатель вносит в группу корзин-ку,накрытую салфеткой. В корзине сидит курица. Раздается: ко-ко-ко.
'' Заказ 544
Педагог обращается к детям: «Кто это к нам пришел? Кто-кто кудахчет: ко-ко-ко? Хотите узнать, кто там спрятался? Давайте достанем. Кто хочет мне помочь?»
Воспитатель дает возможность кому-нибудь из детей по желанию залезть в корзину и достать игрушку. Если желающих нет, достает сама.
Затем продолжает:
— Курица, курочка к нам пришла. Кто хочет погладить куроч
ку? — подносит к отдельным детям игрушку, сопровождая слова
ми: — Курочка рябенькая, пестрая Курочка Ряба. Красный хохо
лок. Где у курочки крылья? Где хохолок? Где клюв?
— Что это у курочки? (Показывает крылья, клюв, хохолок, гла
за.) Курочка ходит по двору. Зернышки клюет. Идите ко мне. По
кормим курочку. (Дети перемещаются на ковер.) Позовем куроч
ку: «цып-цып-цып».
Воспитатель демонстрирует жест кормления, дети ему подражают (повторить 3—4 раза).
— А сейчас, — говорит воспитатель, — как будто я ваша мама-
курица, а вы мои детки-цыплятки. Мама зовет своих деток:
Куд-куда? Куд-куда? Ну-ка, ну-ка все сюда! Ну-ка, к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?
(В. Берестов «Курица с цыплятами»)'
— Идите ко мне, цыплятки, спрячьтесь ко мне под крыло. (Со
бирает детей возле себя, обнимает их.)
— Детки-цыплятки пищат: пи-пи-пи (вместе с детьми).
— Мама ведет своих деток зернышки искать. Мама зовет деток:
ко-ко-ко. Детки пищат: пи-пи-пи. (Сюжет повторяется 3—4 раза,
включая потешку.)
— Что делает Курочка Ряба? (Клюет зернышки, зовет своих
цыпляток.) Что делают цыплятки? (Клюют зернышки, бегут к ма
ме, пищат.)
Если дети молчат, педагог сам задает вопросы и сам на них отвечает.
Далее воспитатель читает потешку, разыгрывая диалог с курочкой.
— Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На мельницу.
— Курочка-рябушечка, зачем пошла?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, кому вода?
— Ребяткам.
— Курочка-рябушечка, ребята чьи?
— Мои! Они пить хотят,
На всю улицу кричат!'
Воспитатель спрашивает детей: «Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!»
Потешка читается дважды. Дети произносят звукоподражания. Курочка прощается с детьми: «До свидания! Пока, пока!»
Лепка. «Колобок»
Задачи.Развивать интерес к русской народной сказке «Колобок», учить самостоятельно лепить форму шарика путем раскатывания комка пластилина круговыми движениями, передавать образ веселого Колобка, изображать палочкой-стекой глаза, рот.
Материал.Фасад избушки с окошком и ставенками, пластилин, стеки, салфетки для рук. Игрушки — персонажи, с которыми Колобок встретился: Дед, Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.
Предварительная работа.Чтение русской народной сказки «Колобок» с эпизодами встречи Колобка с персонажами. Рассматривание иллюстраций, в которых дан образ веселого, поющего свою песенку Колобка.
1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 39.
И*
1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 15.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на фасад-макет избушки и читает отрывок сказки: «...испекла баба Колобок, положила его на окошко остудить, а Колобок прыгнул с окошка на дорожку и покатился в лес... Я, Колобок, Колобок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...» — запел он свою песенку.
«Ребята, давайте, слепим Колобок и расскажем, с кем он встретился по дороге в лес», — говорит воспитатель и предлагает слепить его из комочка пластилина желтого цвета. В процессе показа раскатывания комка круговыми движениями воспитатель ритмично повторяет слова: «Лепим, лепим Колобок, Колобок — румяный бок». Дети выполняют круговые движения, раскатывая комок в ладонях. Они самостоятельно могут дополнить «сюжет» изображением пенька, на который прыгнул Колобок и пел свою песенку; цветов, елочек. «А чтобы Колобок получился веселым, надо этой палочкой (показывает стеку) изобразить ему глазки и рот». После того как дети слепят круглый Колобок, воспитатель помогает каждому ребенку изобразить глаза, улыбающийся рот. «Теперь Колобок будет петь свою песенку, какую?» — спрашивает воспитатель и поет:
Я, Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел:
От тебя лиса не хитро уйти1.
Затем просит детей вспомнить, с кем Колобок встретился по дороге в лес. Воспитатель постепенно показывает всех персонажей сказки. «Вот какой веселый Колобок всем спел свою песенку и от всех убежал. Какую песенку?»
После занятия воспитатель предлагает каждому ребенку поиграть со своим Колобком: положить на окошко, показать, как он покатился по «дорожке» (листу бумаги зеленого цвета), на которой встретился с зайчиком, волком, медведем, лисой. Дети с удо-
В обработке К.Д. Ушинского.
вольствием выполняют игровые действия, напевая веселую песенку Колобка. При этом они могут напевать или говорить только то, что запомнили.
Организация детской игры
Воспитатель обогащает знания детей о человеке, его деятельности, физических и эмоциональных состояниях (устал — отдохнул, проголодался — поел, заболел — выздоровел, опечалился — обрадовался и т.д.). Это помогает ребенку в решении игровых проблемных ситуаций: куколка Маша гуляла-гуляла, очень устала, села, отдохнула — обрадовалась и дальше пошла. А может быть, она проголодалась? Тогда ее можно покормить, дети это уже умеют.
Игры по бытовым сюжетам остаются ведущими в самодеятельных играх детей раннего возраста. Повторяющиеся игровые действия отражают повторяющиеся и потому хорошо знакомые детям события их жизни и жизни окружающих их людей. Кроме отображения реальных человеческих действий в действиях с игрушками, в подобных играх выражаются понятные ребенку эмоциональные состояния людей в разных ситуациях и их взаимоотношения (мама ухаживает, заботится о дочке-куколке, кормит ее, поит, одевает, укладывает спать, жалеет, если та упала и «ударилась»).
Сюжеты, с которыми детей знакомили на занятиях, могут отражаться в играх детей — воспитатель предлагает для игры кошку, котят, колобка или другие игрушки, с которыми ребенок встречался на занятии. В качестве дополнительного игрового материала могут включаться и «клубочки» (точнее, их заместители: мячики, шарики). Поскольку играть в эти клубочки с игрушками (кошками и котятами) трудно, более удобно самим поиграть с ними «как кошка лапкой», дети в этом случае как бы принимают на себя роль кошечки, осуществляют свойственные ей действия. Стимулировать детей к этой игре может воспитатель, принимая на себя роль кошки, а детям предлагая побыть котятами. При этом необходимые действия воспитатель покажет своим примером, детям будет легко и радостно играть «в клубочки» вместе с «мамой-кошкой».
Сказочные сюжеты, знакомые детям по сказкам, в самодеятельных играх пока почти не отражаются, но их элементы могут встречаться у отдельных детей. Если воспитатель видит, как кто-то из Детей катает игрушечный колобок, он может «организовать ветре-
чу» этого колобка с каким-либо зверем (зайцем, медведем) и помочь таким образом ребенку перейти от простого действия к сюжетной игровой цепочке.
В зависимости от погодных условий в помещении или на улице продолжаются игры с машинками (грузовички могут перевозить песок или снег), а в группе — кубики или игрушки с мячиками (их можно катать по дорожкам и ловить), можно начертить на асфальте или выложить на ковре из веревок «дорожки» и путешествовать по ним, катать машины, коляски с куклами, ходить самим навстречу друг другу, встретившись, обниматься, радоваться и говорить «Привет!». Во всех этих играх детей можно объединять по два человека. Игровые взаимодействия способствуют и развитию игры, и развитию общения.
II КВАРТАЛ
ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы. Наэтой неделе воспитатель обратит внимание детей на явные признаки зимы — снег и лед, снежинки, морозную погоду и др. Дети познакомятся с работой дворника. Объединяющая тема прихода зимы, зимней прогулки, зимних забав прозвучит в стихах, песенках, в содержании занятий по конструированию, рисованию, лепке и др. «Готовя на прогулку» куклу, педагог создаст условия для актуализации представлений детей о предметах теплой верхней одежды, их названиях и назначении. Куклы — мальчики и девочки — в зимней одежде станут участниками игровых ситуаций на различных занятиях. Педагог будет продолжать решать задачи познавательного развития детей: учить их действовать по словесной инструкции, различать размеры и форму предметов, ориентироваться на листе бумаги, соотносить предмет и его изображение. Организуя детскую деятельность, воспитатель будет стремиться вызвать у детей желание действовать вместе с ним, выступать посредником в зарождающемся игровом взаимодействии детей. На этой неделе педагог будет закреплять умение пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены, начнет учить детей процедуре полоскания рта после еды. Педагог расскажет родителям о содержании занятий, попросит их поддержать желание ребенка воспроизводить дома отдельные действия (например, одеть куклу и взять ее с собой на прогулку и др.). Занимаясь физкультурой, дети будут учиться прыжкам вверх с касанием рукой предмета.
Организация наблюдений. «Погода зимой. Работа дворника»
Задачи.Обратить внимание на зимние явления в природе: идет снег, лужи покрылись льдом, на деревьях совсем не осталось листьев — холодно. Ввести новые слова: «зима», «снег», «лед», «холод», «мороз».
Одежда людей соответствует времени года: теплые шапки, шУбы, сапоги, шарфы, варежки и др. Все это необходимо, чтобы не замерзнуть в мороз.
Понаблюдать за работой дворника. Познакомить детей с дворником детского сада. Уточнить его действия и функциональное назначение орудий труда: лопатой сгребают снег, скребком скалывают лед, метлой метут дорожки. Рассказать о пользе труда дворника: не только убирает и украшает двор, но и сохраняет здоровье людей, чтобы они не падали, не ушиблись, идя по скользким дорожкам (он посыпает их песком) и т.п.
Предложить детям деревянные (или полиэтиленовые) лопаты для помощи нашему дворнику — дяде Сереже (Пете).
Использовать художественную литературу зимней тематики.
Содержание наблюдения.Воспитатель собирает малышей около знакомого им чуда-деревца (см. наблюдения за сентябрь и октябрь). «Смотрите, совсем нет на нашем деревце листиков, дует ветер, идет снег. Так всегда бывает, когда приходит к нам зима, а вместе с нею — мороз. Наступила зима, поэтому мы тепло оделись в шапки и шубки, надели шарфы и варежки. Нам тепло».
Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
(И. Суриков «Зима», отрывок)1
— читает педагог, обращая внимание детей на падающие снежинки или белые дорожки, покрытые снегом.
«Это — снег», — поясняет взрослый, обращая внимание на снежинки (по ситуации), кружащиеся в воздухе:
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто «Снег»)2
Читая стихотворение, воспитатель побуждает малышей подвигаться, попрыгать, покружиться, «как снежинки».
Затем педагог предлагает им посмотреть, кто чистит, подметает в саду дорожки. Дети знакомятся с дворником детского сада (до-
1 Книга для семейного чтения. — М.: Просвещение, 1990. С. 91.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 53.
говоренность о встрече дворника с детьми предусмотрена заранее). Дворник называет свое имя, затем показывает орудия своего труда: лопату, скребок, метлу. Ребята наблюдают, как дядя Вася (Коля, Миша) работает. Воспитатель благодарит дворника от имени детей и предлагает ему помочь: «Мы лопаточки возьмем, снег с дорожек уберем!»
Детям раздаются деревянные лопатки. Далее действие разворачивается по ситуации.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог содействует закреплению приобретенных детьми элементарных гигиенических навыков. Продолжает учить малышей правильно мыть руки с мылом, объясняя при этом им, что только использование мыла для мытья рук делает их чистыми. Побуждает их к самостоятельному и своевременному выполнению процедуры мытья рук и умывания. Продолжает учить правильно (насухо) вытирать руки и лицо индивидуальным полотенцем, а также быстро находить его и вешать на место. Проверяет, знают ли дети свои метки через игру «Чей значок». Напоминает детям о необходимости посетить туалет, особенно перед прогулкой и после нее, перед дневным сном и после подъема. Побуждает детей обращаться к воспитателю или его помощнику при любых затруднениях при пользовании туалетом, мытье рук и умывании.
В отдельных видах деятельности — в организованных играх, самостоятельной деятельности, других ситуациях следует повторять и закреплять у детей гигиенические навыки и умения.
При каждом приеме пищи напоминать малышам правила поведения за столом, пользования ложкой, чашкой, продолжать учить их, не проливая жидкость, правильно держать чашку в руке (за ручку), вытирать рот и руки салфеткой после еды.
После окончания приема пищи учить детей аккуратно вставать из-за стола и так же аккуратно задвигать стул.
Можно начинать обучение детей полосканию рта питьевой во-Дой после каждого приема пищи. Воспитатель показывает эту процедуру, имитируя полоскание рта не набирая воды. Для полоскания рта дети должны пользоваться только индивидуальным стаканом. Необходимо определить для каждого из них место хранения стакана.
Овладение этой процедурой требует достаточно длительного времени.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается на прогулку» 2. Физкультура. № 25—26 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение и закрепление материала предыдущего занятия 2. Конструирование. «Горка во дворе» |
Среда | 1. Рисование. «Снег, снег кружится» 2. Действия с предметами. «Найди предмет по картинке» |
Четверг | 1. Речь. «Уж ты, котя-коток» 2. Физкультура. № 25-26 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание песни А.Филиппенко «Дед Мороз». Повторение песни «Пришла зима». Свободная пляска под народную музыку с включением 1—2-х новых движений. Повторение игры «Погремушки» 2. Лепка. «Наша Маша маленькая» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается на прогулку»
Задачи. Закрепить знания о предметах верхней одежды (шапка, шуба, варежки, сапожки, рейтузы и пр.). Ввести в лексикон обобщающее слово «одежда». Учить находить предметы по названию (шапка и шарф, шапка и шубка и пр.), употреблять в речи названия предметов верхней одежды. Знать их функциональное назначение.
Материалы. Кукла (40—50 см) с набором предметов нижней и верхней одежды. Кукольные сапожки, соразмерные величине куклы.
Содержание занятия. Педагог разыгрывает перед детьми сценку с куклой: кукла «просит», чтобы ее взяли на прогулку, гулять и кататься на саночках. Воспитатель говорит, что на улице холодно, кукла может замерзнуть, подводит детей к тому, чтобы они сами догадались о необходимости теплой одежды.
Какие же предметы верхней одежды необходимы кукле? Дети называют каждую вещь, взрослый ведет диалог то с одним, то с другим малышом, побуждая повторить, как называется кукольная одежда, как используется каждый предмет. Например, шапка — на голову, сапожки — на ножки, шарфик — на шею, а варежки — на ручки куколке Кате.
Одевая куколку, воспитатель просит то одного, то другого ребенка подавать предметы одежды. При этом педагог читает стихи, отражающие конкретную ситуацию:
В рукавичках маленьких Спрятаны ладошки...
(3. Александрова «Катя в яслях», отрывок)1
Педагог старается «развернуть диалог» с куклой, которая просит показать то одну, то другую вещь, например, заметить какая у нее красивая шубка, или просит, например, завязать шарфик. Взрослый включает стихотворные строчки, обогащающие эмоционально разыгрываемую ситуацию:
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький.
(3. Александрова «Катя в яслях», отрывок)2
Педагог предлагает малышам по очереди покатать куколку на саночках, поводить куклу Катю за руку, покачать на качелях и т.п.
Разыгрывается сценка скатывания куколки с горки (в санках или в колясочке). Педагог включает в разыгрывание строки из стихотворения О. Высотской «На санках»:
Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты, сиди, не упади, — Там канавка впереди!3
Далее игры с куклой разворачиваются ситуативно. Кукла может вместе с детьми «водить» хоровод, ее можно уложить спать в колясочке, катать по дорожкам и т.п.
М.: Просвещение, 1987. С. 54. |
1 Хрестоматия для маленьких. —
2 Там же.
3 Там же. С. 53.
Желательно прогулку с куклой повторить неоднократно в течение недели. Предупредить родителей, что у ребенка может возникнуть желание в выходной день пойти гулять с куклой или мишкой. В этом случае родители должны подготовить аксессуары верхней одежды для куклы или, в крайнем случае, завернуть ее в одеяло (как маленькую), но не брать в легкой летней одежде.
Физкультура. № 25-26
Задачи.Учить детей ходить парами в разных направлениях. Обучать прыжкам вверх с касанием руками предмета.
Материалы.Мяч в сетке, игрушки разные (мишка, зайка, кошка и др.), два шнура (или две рейки).
Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Воспитатель заводит детей в зал, становясь в центре него и наблюдая, как дети выполняют ходьбу и бег по периметру зала друг за другом. Затем воспитатель кладет 2 шнура на расстоянии 30 см друг от друга и говорит детям: «Сейчас вы будете пробегать вот по этой «дорожке» (показывает как). Бежать надо осторожно, постарайтесь не наступать на шнуры». Во время выполнения задания он подбадривает и хвалит детей.
Далее воспитатель останавливает детей, убирает шнуры и помогает им стать свободно, чтобы они не мешали друг другу делать упражнения.
Вместе с воспитателем дети выполняют общеразвивающие упражнения.
1. Стоя, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны
вверх, хлопнуть в ладоши над головой; опустить руки (повторить
4-6 раз).
2. Лежа на ковре, ноги вытянуты («длинные ножки»). Руки вдоль
туловища. Поднять ноги, согнуть их и обхватить колени руками
(«короткие ножки»), выпрямить ноги и опустить на пол (повторить 4-6 раз).
3. Повернуться со спины на живот, руки согнуть, ладони под подбородком. Лежа на животе вытянуть руки вперед («длинные
руки») голову приподнять, хорошо прогнуться. Согнуть руки, ладони под подбородок («короткие руки»), отдохнуть (повторить 3-4 раза).
4. Встать, поднять руки вверх, сделать хлопок, опустить (повторить 3-4 раза).
Пройти за воспитателем по залу 2 круга. Остановиться. Воспитатель объясняет детям, что сейчас они будут учиться подпрыгивать вверх.
Затем она берет в руки мяч в сетке и поднимает его на высоту — несколько
выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям стать друг за другом и, проходя мимо нее, подпрыгнуть, стараясь коснуться мяча двумя руками («Достань до мяча»). Воспитатель регулирует высоту подъема мяча в зависимости от роста ребенка и его возможностей (повторить 3-4 раза).
Подвижная игра «Зайка серый умывается». Воспитатель назначает одного из детей зайкой (желательно, самого активного ребенка). Воспитатель с остальными детьми строит круг, а зайка занимает место в середине круга. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова и выполняют соответствующе действия: зайка серый умывается (имитируется умывание); вымыл носик (имитируется мытье носика), вымыл хвостик (имитируется мытье хвостика), вымыл ухо (имитируется мытье ушей), вытерся насухо (имитируется вытирание).
Зайка в кругу тоже проделывает все движения: моет носик, хвостик, ухо и все вытирает. Воспитатель: «Чистый зайка пошел в гости». Зайка подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.
Игра оканчивается, когда сменится 4—5 зайчиков.
Далее воспитатель помогает детям стать парами. Кому не хватит пары, с ним становится воспитатель. Дети парами идут в гости к игрушкам, которые расставлены в разных концах зала. Сначала к мишке, потом к зайчику и т.д. Дети парами обходят зал и уходят в групповую комнату.