И комплектование учебных групп
Детей иподростков, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что: они быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания; предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; контингент обученных плаванию является возможным спортивным резервом.
В программах по физическому воспитанию для детей и подростков в общеобразовательных школах, летних оздоровительных лагерях, профессионально-технических училищах предусматривается одновременное обучение плаванию двумя схожими по структуре движений спортивными способами: кролем на груди и на спине. Это ускоряет процесс обучения и повышает его эффективность. Разнообразие упражнений не только развивает двигательные способности, но и стимулирует интерес к занятиям и активность обучаемых, что является необходимым методическим требованием работы с этим возрастным контингентом.
Обучение детей и подростков в СДЮСШ и СДЮСШОР построено на комплексном изучении четырех спортивных способов плавания. Многообразие упражнений улучшает координационные способности, содействует «положительному переносу» двига-
тельных навыков, формирует общую техническую подготовленность, способствует закреплению техники спортивных способов плавания.
Такая техническая подготовка необходима для дальнейшего спортивного совершенствования, так как обеспечивает: 1) устойчивость и вариативность индивидуальной техники плавания; 2) оправданную специализацию в способах плавания и на различных дистанциях в соответствии с особенностями телосложения и физической подготовленности; 3) устранение монотонности занятий за счет разнообразия упражнений, применяемых в тренировке.
При обучении детей и подростков с недостатками в физическом развитии и нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются способы брасс на груди и на спине с одновременными симметричными движениями руками и ногами.
При обучении плаванию пожилых людей ставится более узкая прикладная задача - прочное освоение техники одного (не обязательно спортивного ) способа плавания. Не умеющих плавать вначале учат держаться на поверхности воды при помощи опорных гребковых движений, напоминающих кроль без выноса рук или плавание на боку без выноса рук.
Дальнейшее совершенствование техники и увеличение про
плываемых расстояний происходит при использовании самобыт
ного способа или же техника самобытного способа приводится в соответствие с техникой спортивного плавания.
Выбор спортивного способа плавания для взрослых людей, вла деющих самобытным способом, осуществляется в соответствии с индивидуальным характером движений ногами. Если движения ногами занимающегося напоминают движения ногами при плава нии кролем, брассом или на боку, его обучают одному из этих спо собов плавания. Быстрее всего данный возрастной контингент можно научить плавать кролем на спине, брассом на груди и на спине или на боку, поскольку при плавании этими способами можно не делать выдох в воду.
Для профессионально-прикладной подготовки занимающихся обучают прикладным способам плавания: на боку, брассу на груди и на спине.
Комплектование учебных групп проводится с учетом следующих типовых характеристик контингента занимающихся: возраст; особенности телосложения; уровень физического развития; уровень плавательной подготовленности.
В одной учебной группе нельзя объединять детей, подростков и взрослых, поскольку каждая из названных возрастных категорий
имеет разный уровень физического развития, возрастные особенности восприятия, что определяет методику проведения урока, величину физической нагрузки, подбор упражнений, выбор форм и методов преподавания. Занимаясь в одной группе с детьми, которые быстрее и лучше осваивают технику плавания, взрослые теряют уверенность в своих силах и желание продолжать обучение плаванию.
При обучении плаванию группы занимающихся комплектуются по следующим возрастам: 1) дошкольный возраст (3—6 лет); 2) младший школьный возраст (7—11 лет); 3) старший школьный возраст (12—17 лет); 4) взрослые (18—35 лет); 5) зрелый возраст (36—55 (60) лет); 7) пожилой возраст — старше 55 (60) лет.
При комплектовании учебных групп из людей одного возраста обязательно учитывается уровень плавательной подготовленности, которая определяется степенью владения навыком плавания: 1) не умеющие держаться на поверхности воды; 2) слабо плавающие (до 10—12 м); 3) хорошо плавающие «по-своему»; 4) владеющие техникой спортивных способов плавания.
Для более успешного обучения каждая учебная группа может быть разделена на 3 подгруппы — с учетом особенностей телосложения, уровня физической и плавательной подготовленности занимающихся. В этом случае помощники педагога адаптируют его задания в сильной и слабой подгруппах к уровню плавательной подготовленности занимающихся.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные принципы физического воспитания и особен ности их применения в плавании.
2. Назовите основные педагогические принципы, отражающие ме тодические закономерности обучения плаванию.
3. Назовите основные задачи обучения плаванию.
4. Назовите факторы, определяющие содержание программы обу чения плаванию.
5. Чем отличается содержание программ для массового обучения плаванию и подготовки спортивного резерва (задачи, продолжитель ность курса, выбор способов плавания) ?
6. Что является основанием для выбора способа плавания при на чальном обучении детей и взрослых ?
7. Какому способу плавания обучают детей в общеобразователь ной школе и СДЮСШ и почему?
8. Как осуществляется комплектование учебных групп с учетом возраста и уровня плавательной подготовленности занимающихся?
Рекомендуемая литература
1. Плавание: Учебник для ИФК/Подред. проф. Н.Ж. Булгаковой. — М.:ФиС, 1984.
Глава 5.