Перечень учебных изданий. Интернет ресурсов, дополнительной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВПРАКТИКИ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01)

«ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ».

Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП)

Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности 060501 Сестринское делов части освоение основных видов профессиональной деятельности: Проведение профилактических мероприятий

Цели и задачи производственной практики

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности - «Проведение профилактических мероприятий» студент в ходе данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

– проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

ü знать:

–современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,

возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской

деятельности по сохранению здоровья;

–основы иммунопрофилактики различных групп населения;

–принципы рационального и диетического питания;

–роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения иработе «школ здоровья»

ü уметь:

–обучать население принципам здорового образа жизни

–проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические

мероприятия

–консультировать пациента и его окружение по вопросам

иммунопрофилактики

–консультировать по вопросам рационального и диетического питания

–организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

Количество недель (часов) на освоение программы практики по профилю специальности ПМ 01

· Всего 2 (две) недели, 72 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом практики по профилю специальности ПМ01 является освоение;

ü общих компетенции (ОК)

Код Наименование результата практики
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ü профессиональных компетенции (ПК):

Вид профессиональной деятельности Код Наименование результата практики
  Проведение профилактических мероприятий ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01)

«ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ».

Тематический план (общий)

Коды формируемых компетенции Наименование профессионального модуля Объем времени, отведённый на практику (в неделях, часах) Сроки проведения (число и месяц текущего учебного года)
ок 1., ок 2., ок 3., ок 4., ок 5., ок 6., ок 7., ок 8., ок 9., ок 10., ок 11., ок 12., ок 13., ок 14.     проведение профилактических мероприятий     2 недели (72 часа)     08.12. – 21.12.
пк 1.1, пк 1.2, пк 1.3.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Наименование разделов, тем по программе Кол-во часов
Участие в проведении ежедневного туалета новорожденного (обработка глаз, ушей, носа, пупочного кольца)
Проведение гигиенической ванны, лечебной ванны, массажа новорожденного
Участие в обучении будущих матерей технике кормления грудью;  
Проведение антропометрических измерений
Участие в оценке физического развития ребенка
Участие в оценке нервно-психического развития ребенка  
Участие в проведении контрольного кормления
Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста
Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста
Проведение измерения большого родничка
Измерение таза беременной
Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки;  
Участие в беседе с беременной о здоровом режиме дня
Участие в проведении дезинфекционных мероприятий
Оформление соответствующей медицинской документации
Участие в работе прививочного кабинета
Участие в специфической профилактике против гриппа
Участие в проведении иммунопрофилактики детского населения
Участие в проведении профилактики взрослого населения  
Участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортировке и использованию медицинских иммунобиологических препаратов
Документирование вакцинопрофилактики: учетные формы по приему и расходованию вакцин  
Составление памятки для пациента по вопросам вакцинопрофилактики
Участие в проведении предварительных медицинских осмотров
Участие в проведении периодических медицинских осмотров
Участие в целевых медицинских осмотрах
Участие в проведении предварительных профилактических медицинских осмотров декретированному контингенту
Участие в диспансеризации детского контингента
Участие в проведении дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста
Участие в диспансеризации инвалидов войн
Документирование диспансерного наблюдения
Обучение женщин технике самообследования молочных желез
Проведение гигиенического воспитания по вопросу об отказе от курения
Выпуск санбюллетеня о вреде наркотиков
Выпуск санбюллетеня о вреде алкоголя
Составление памятки по питанию для пациентов различных групп населения
Составление памятки для пациентов пожилого возраста по двигательной активности

3.2. Содержание практики
Виды деятельности Виды работ Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ Количество
часов недель
Проведение профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи Патронажи к людям разного возраста и беременным · Участие в проведении ежедневного туалета новорожденного; · Проведение гигиенической ванны новорожденного; · Участие в обучении будущих матерей технике кормления грудью; · Проведение антропометрических измерений; · Участие в оценке физического развития ребенка; · Участие в оценке нервно-психического развития; · Участие в проведении контрольного кормления; · Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста; · Проведение измерения большого родничка; · Измерение таза беременной; · Измерение веса беременной женщины; · Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки; · Участие в приеме родильницы. Понятия: «рост» и «развитие». Основные закономерности роста и развития человека. Характеристика роста и развития в разные возрастные периоды. Внутриутробный период и период новорожденности. Период преддошкольного и дошкольного возраста. Период младшего школьного возраста. Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный). Период юношеского возраста. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте. Период беременности и родов. Климактерический период. Патронажи к людям разного возраста и беременным:   ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики.     6 учебных дней по 6 часов практической работы (1 неделя)
   
 
  Участие в проведении противоэпидемических мероприятий: · Участие в проведении дезинфекционных мероприятий; · Оформление соответствующей медицинской документации. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. ОП.05. Гигиена и экология человека. ОП.07. Фармакология. ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.    
  Участие в проведении иммунопрофилактики: · Участие в работе прививочного кабинета; · Участие в специфической профилактике против гриппа; · Участие в проведении иммунопрофилактики детского населения; · Участие в проведении профилактики взрослого населения; · Участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортировке и использованию медицинских иммунобиологических препаратов; · Документирование вакцинопрофилактики; · Составление памятки для пациента по вопросам вакцинопрофилактики Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Возрастные особенности иммунитета. Основы активной иммунизации. Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения. Национальный календарь профилактических прививок. Подготовка пациентов разного возраста к вакцинации. Права пациентов. Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока. Документирование вакцинации. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов. ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии. 2ОП.11.Фармакология.  
     
6 учебных дней по 6 часов практической работы (1 неделя)
  Участие в проведении профилактических осмотров: · Участие в проведении предварительных медицинских осмотров; · Участие в проведении периодических медицинских осмотров; · Участие в целевых медицинских осмотрах; · Участие в проведении предварительных профилактических медицинских осмотров декретированному контингенту. Понятие об уровнях здоровья, понятие о компенсации, субкомпенсации, декомпенсации. Профилактические медицинские осмотры: предварительные, периодические, целевые, осмотры декретированных контингентов. ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение. МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение. МДК.01.02. Основы профилактики.  
  Участие в диспансеризации: · Участие в диспансеризации детского контингента; · Участие в проведении дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста; · Участие в диспансеризации инвалидов войн; · Документирование диспансерного наблюдения; · Участие в проведении оценки качества и эффективности диспансеризации; · Участие в планировании наблюдения за группами пациентов, подлежащих диспансеризации; · Обучение женщин технике самообследования молочных желез; · Участие в разработке памятки по питанию для пациентов различных групп населения; · Участие в разработке памятки для пациентов пожилого возраста по двигательной активности. Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Диспансеризация населения, определение понятия, принципы диспансеризации населения. Обследование в центре здоровья, дальнейшие маршруты пациентов. Школы здоровья. Этапы диспансеризации. Планирование лечебно-профилактических мероприятий. Динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации. Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации. Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения: ü оценка качества и эффективности диспансеризации; ü критерии эффективности диспансеризации: для здоровых; для лиц, перенесших острое заболевание; для пациентов с хроническими заболеваниями. Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование диспансерного наблюдения. Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войн, детским контингентом, подростками ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение.  
 
  Участие в проведении гигиенического воспитания: · Проведение гигиенического воспитания по вопросу об отказе от курения; · Выпуск санбюллетеня о вреде наркотиков; · Выпуск санбюллетеня о вреде алкоголя Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. ОП.05. Гигиена и экология человека.  
  Участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. ОП.05. Гигиена и экология человека.

4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01) «ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

4.1. Требование к документации, необходимой для проведения практики:

Основная документация по практике:

Положение о производственной практике студентов, осваивающих ОПОП СПО (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. №673);

Программа производственной практики;

Приказ ДЗМ о прикреплении баз практики к учебному учреждению структуры ДЗМ

Договор ОУ с ЛПУ о сотрудничестве;

Приказ о назначении методического руководителя практики ОУ;

Приказ ОУ о допуске и распределении студентов по ЛПУ - базам практики;

Приказ ЛПУ о назначении общего и непосредственных руководителей;

График инструктажа, ППС, аттестации, сдачи отчётной документации;

Журнал производственной практики;

Индивидуальный инструктаж по технике безопасности во время ППС (срок архивации 10 лет)

Характеристика на студента-практиканта заполненная и подписанная непосредственным и общим руководителем(хранится в личном деле)

Отчёт студента-практиканта

Отзывы о работе студента – практиканта от старших коллег (коллектив ЛПУ), от пациентов (клиентов ЛПУ)

Путевка;

Журнал методического руководства;

Оценочная ведомость освоенных компетенций (манипуляций/медицинских услуг);

Отчет методического куратора по итогам практики.

Протокол конференции по итогам практики

4.2. Требование к учебно-методическому обеспечению:

Реализация программы практики по профилю специальности ПМ. 01. предполагает наличие:

ü Учебно-методических комплексов и дидактического материала по разделам производственной практики;

ü Методических учебных материалов (на электронных носителях);

ü Нормативной документации;

ü Учебной и справочной литературы;

ü Компьютерных программ (обучающие, контролирующие);

ü Электронных учебников (учебные пособия) по разделам и темам производственной практики.

4.3. Требование к к минимальному материально-техническому обеспечению рабочих мест практики:

ü оснащённые на современном уровне рабочие места медицинских сестёр центров здоровья и поликлиник обслуживающих взрослое и детское население города Москвы

ü утверждённые формы документации по ведению профилактических мероприятий

ü компьютер

ü мультимедийный проектор или интерактивная доска

ü интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры

ü экран (при отсутствии интерактивной доски)

ü флипчарты с блокнотами и наборами цветных фломастеров

Перечень учебных изданий. Интернет ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

6. Филатова С.А. и др. Геронтология: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

7. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. – М: АНМИ, 2005.

Дополнительные источники:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).

2. Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

4. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.

5. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

6. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

7. WWW.TakZdorovo.Ru.

4.5. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.

Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация «медицинская сестра, медицинский брат»).

Наши рекомендации