Перечень учебных изданий. Интернет ресурсов, дополнительной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВПРАКТИКИ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01)
«ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ».
Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП)
Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности 060501 Сестринское делов части освоение основных видов профессиональной деятельности: Проведение профилактических мероприятий
Цели и задачи производственной практики
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности - «Проведение профилактических мероприятий» студент в ходе данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
– проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
ü знать:
–современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской
деятельности по сохранению здоровья;
–основы иммунопрофилактики различных групп населения;
–принципы рационального и диетического питания;
–роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения иработе «школ здоровья»
ü уметь:
–обучать население принципам здорового образа жизни
–проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия
–консультировать пациента и его окружение по вопросам
иммунопрофилактики
–консультировать по вопросам рационального и диетического питания
–организовывать мероприятия по проведению диспансеризации
Количество недель (часов) на освоение программы практики по профилю специальности ПМ 01
· Всего 2 (две) недели, 72 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом практики по профилю специальности ПМ01 является освоение;
ü общих компетенции (ОК)
Код | Наименование результата практики |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
ü профессиональных компетенции (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результата практики |
Проведение профилактических мероприятий | ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения | |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01)
«ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ».
Тематический план (общий)
Коды формируемых компетенции | Наименование профессионального модуля | Объем времени, отведённый на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения (число и месяц текущего учебного года) |
ок 1., ок 2., ок 3., ок 4., ок 5., ок 6., ок 7., ок 8., ок 9., ок 10., ок 11., ок 12., ок 13., ок 14. | проведение профилактических мероприятий | 2 недели (72 часа) | 08.12. – 21.12. |
пк 1.1, пк 1.2, пк 1.3. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Наименование разделов, тем по программе | Кол-во часов |
Участие в проведении ежедневного туалета новорожденного (обработка глаз, ушей, носа, пупочного кольца) | ||
Проведение гигиенической ванны, лечебной ванны, массажа новорожденного | ||
Участие в обучении будущих матерей технике кормления грудью; | ||
Проведение антропометрических измерений | ||
Участие в оценке физического развития ребенка | ||
Участие в оценке нервно-психического развития ребенка | ||
Участие в проведении контрольного кормления | ||
Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста | ||
Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста | ||
Проведение измерения большого родничка | ||
Измерение таза беременной | ||
Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки; | ||
Участие в беседе с беременной о здоровом режиме дня | ||
Участие в проведении дезинфекционных мероприятий | ||
Оформление соответствующей медицинской документации | ||
Участие в работе прививочного кабинета | ||
Участие в специфической профилактике против гриппа | ||
Участие в проведении иммунопрофилактики детского населения | ||
Участие в проведении профилактики взрослого населения | ||
Участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортировке и использованию медицинских иммунобиологических препаратов | ||
Документирование вакцинопрофилактики: учетные формы по приему и расходованию вакцин | ||
Составление памятки для пациента по вопросам вакцинопрофилактики | ||
Участие в проведении предварительных медицинских осмотров | ||
Участие в проведении периодических медицинских осмотров | ||
Участие в целевых медицинских осмотрах | ||
Участие в проведении предварительных профилактических медицинских осмотров декретированному контингенту | ||
Участие в диспансеризации детского контингента | ||
Участие в проведении дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста | ||
Участие в диспансеризации инвалидов войн | ||
Документирование диспансерного наблюдения | ||
Обучение женщин технике самообследования молочных желез | ||
Проведение гигиенического воспитания по вопросу об отказе от курения | ||
Выпуск санбюллетеня о вреде наркотиков | ||
Выпуск санбюллетеня о вреде алкоголя | ||
Составление памятки по питанию для пациентов различных групп населения | ||
Составление памятки для пациентов пожилого возраста по двигательной активности |
3.2. Содержание практики | |||||
Виды деятельности | Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество | |
часов | недель | ||||
Проведение профилактических мероприятий в условиях первичной медико-санитарной помощи | Патронажи к людям разного возраста и беременным · Участие в проведении ежедневного туалета новорожденного; · Проведение гигиенической ванны новорожденного; · Участие в обучении будущих матерей технике кормления грудью; · Проведение антропометрических измерений; · Участие в оценке физического развития ребенка; · Участие в оценке нервно-психического развития; · Участие в проведении контрольного кормления; · Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми разного возраста; · Проведение измерения большого родничка; · Измерение таза беременной; · Измерение веса беременной женщины; · Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки; · Участие в приеме родильницы. | Понятия: «рост» и «развитие». Основные закономерности роста и развития человека. Характеристика роста и развития в разные возрастные периоды. Внутриутробный период и период новорожденности. Период преддошкольного и дошкольного возраста. Период младшего школьного возраста. Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный). Период юношеского возраста. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте. Период беременности и родов. Климактерический период. Патронажи к людям разного возраста и беременным: | ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики. | 6 учебных дней по 6 часов практической работы (1 неделя) | |
Участие в проведении противоэпидемических мероприятий: · Участие в проведении дезинфекционных мероприятий; · Оформление соответствующей медицинской документации. | Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. | ОП.05. Гигиена и экология человека. ОП.07. Фармакология. ОП.11. Безопасность жизнедеятельности. | |||
Участие в проведении иммунопрофилактики: · Участие в работе прививочного кабинета; · Участие в специфической профилактике против гриппа; · Участие в проведении иммунопрофилактики детского населения; · Участие в проведении профилактики взрослого населения; · Участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортировке и использованию медицинских иммунобиологических препаратов; · Документирование вакцинопрофилактики; · Составление памятки для пациента по вопросам вакцинопрофилактики | Организация работы прививочного кабинета поликлиники. Возрастные особенности иммунитета. Основы активной иммунизации. Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения. Национальный календарь профилактических прививок. Подготовка пациентов разного возраста к вакцинации. Права пациентов. Основные требования к медсестре, участвующей в иммунопрофилактике. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока. Документирование вакцинации. Безопасность работы медицинской сестры в прививочном кабинете. Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов. | ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии. 2ОП.11.Фармакология. | |||
6 учебных дней по 6 часов практической работы (1 неделя) | |||||
Участие в проведении профилактических осмотров: · Участие в проведении предварительных медицинских осмотров; · Участие в проведении периодических медицинских осмотров; · Участие в целевых медицинских осмотрах; · Участие в проведении предварительных профилактических медицинских осмотров декретированному контингенту. | Понятие об уровнях здоровья, понятие о компенсации, субкомпенсации, декомпенсации. Профилактические медицинские осмотры: предварительные, периодические, целевые, осмотры декретированных контингентов. | ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение. МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение. МДК.01.02. Основы профилактики. | |||
Участие в диспансеризации: · Участие в диспансеризации детского контингента; · Участие в проведении дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста; · Участие в диспансеризации инвалидов войн; · Документирование диспансерного наблюдения; · Участие в проведении оценки качества и эффективности диспансеризации; · Участие в планировании наблюдения за группами пациентов, подлежащих диспансеризации; · Обучение женщин технике самообследования молочных желез; · Участие в разработке памятки по питанию для пациентов различных групп населения; · Участие в разработке памятки для пациентов пожилого возраста по двигательной активности. | Дополнительная диспансеризация лиц трудоспособного возраста. Диспансеризация населения, определение понятия, принципы диспансеризации населения. Обследование в центре здоровья, дальнейшие маршруты пациентов. Школы здоровья. Этапы диспансеризации. Планирование лечебно-профилактических мероприятий. Динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации. Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации. Методика проведения мероприятий диспансерного наблюдения: ü оценка качества и эффективности диспансеризации; ü критерии эффективности диспансеризации: для здоровых; для лиц, перенесших острое заболевание; для пациентов с хроническими заболеваниями. Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование диспансерного наблюдения. Особенности организации диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов: инвалидами войн, детским контингентом, подростками | ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение. | |||
Участие в проведении гигиенического воспитания: · Проведение гигиенического воспитания по вопросу об отказе от курения; · Выпуск санбюллетеня о вреде наркотиков; · Выпуск санбюллетеня о вреде алкоголя | Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. | ОП.05. Гигиена и экология человека. | |||
Участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания | Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. | ОП.05. Гигиена и экология человека. |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 01) «ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»
4.1. Требование к документации, необходимой для проведения практики:
Основная документация по практике:
Положение о производственной практике студентов, осваивающих ОПОП СПО (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. №673);
Программа производственной практики;
Приказ ДЗМ о прикреплении баз практики к учебному учреждению структуры ДЗМ
Договор ОУ с ЛПУ о сотрудничестве;
Приказ о назначении методического руководителя практики ОУ;
Приказ ОУ о допуске и распределении студентов по ЛПУ - базам практики;
Приказ ЛПУ о назначении общего и непосредственных руководителей;
График инструктажа, ППС, аттестации, сдачи отчётной документации;
Журнал производственной практики;
Индивидуальный инструктаж по технике безопасности во время ППС (срок архивации 10 лет)
Характеристика на студента-практиканта заполненная и подписанная непосредственным и общим руководителем(хранится в личном деле)
Отчёт студента-практиканта
Отзывы о работе студента – практиканта от старших коллег (коллектив ЛПУ), от пациентов (клиентов ЛПУ)
Путевка;
Журнал методического руководства;
Оценочная ведомость освоенных компетенций (манипуляций/медицинских услуг);
Отчет методического куратора по итогам практики.
Протокол конференции по итогам практики
4.2. Требование к учебно-методическому обеспечению:
Реализация программы практики по профилю специальности ПМ. 01. предполагает наличие:
ü Учебно-методических комплексов и дидактического материала по разделам производственной практики;
ü Методических учебных материалов (на электронных носителях);
ü Нормативной документации;
ü Учебной и справочной литературы;
ü Компьютерных программ (обучающие, контролирующие);
ü Электронных учебников (учебные пособия) по разделам и темам производственной практики.
4.3. Требование к к минимальному материально-техническому обеспечению рабочих мест практики:
ü оснащённые на современном уровне рабочие места медицинских сестёр центров здоровья и поликлиник обслуживающих взрослое и детское население города Москвы
ü утверждённые формы документации по ведению профилактических мероприятий
ü компьютер
ü мультимедийный проектор или интерактивная доска
ü интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры
ü экран (при отсутствии интерактивной доски)
ü флипчарты с блокнотами и наборами цветных фломастеров
Перечень учебных изданий. Интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
4. Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
5. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Филатова С.А. и др. Геронтология: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. – М: АНМИ, 2005.
Дополнительные источники:
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
4. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
5. Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
6. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.
7. WWW.TakZdorovo.Ru.
4.5. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование.
Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация «медицинская сестра, медицинский брат»).