Закрепление речевого дыхания в процессе речи

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.

«Цветы»

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (жи­вых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на од­ном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».

«Добавление фразы»

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произ­носит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, до­полняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа пе­реходит (дорогу)».

Для развития и закрепления правильного речевого вы­доха используются короткие стихотворения. Дети заучива­ют стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе про­износят по одной строчке стихотворения.

Примерные стихотворения:

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

(3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.

(АБарто)

Падают, падают листья — В нашем саду листопад ... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

(М. Ивенсен)

Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и фор­мируются правильные интонации, выразительность речи.

«Медведь и лиса»

—Ты куда идешь, медведь?

—В город елку присмотреть. —А зачем тебе она?

—Новый год встречать пора.

—Где поставишь ты ее?

—В дом возьму к себе, в жилье. —Что вырубил в лесу?

—Жалко, лучше принесу.

«Лис и мышонок»

—Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

—Землю копал.

—Для чего землю копал?

—Норку делал.

—Для чего норку делал?

—От тебя, лис, прятаться.

—Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. —А у меня в норке спаленка.

«Елочка»

— Морозы, Голые березы, Волки да медведи — Вот и все соседи. —А у нас под Новый год Каждый песенку поет. (М. Ивенсен)

—Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису.

— Что в лесу?



«Ты куда?»

—Гусь-гусек, куда пошел ты? —На речной песочек желтый. —А ты, Гуля-голубок?

— В лес зеленый на дубок.

«Куда, Миша, едешь?» —Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?

— Сено косить.

—А на что тебе сено?

— Коров кормить.

-А ты? — спросили Зайку. -В поле, на лужайку. -А ты куда, Аленушка?

-Я во двор, на солнышко.

(О. Бедарев)

-А на что тебе коровы? -Они молочко дают. -А зачем тебе молочко? -Малых деток поить.

Рекомендуется использовать инсценировки по извест­ным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Тере­мок» и др.

II стадия коррекции нарушений звукопроизношения

Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из ре­чевого потока правильно произносимых звуков.

На этой стадии логопедическая работа прово­дится в следующих направлениях:

1) развитие артикуляторнои моторики;

2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;

3) уточнение артикуляторного и акустического образа пра­вильно произносимых звуков.

Выделенные направления логопедической работы реали­зуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и арти­куляторного образа звука.

Развитие артикуляторной моторики

На втброй стадии продолжается развитие кинестетичес­ких ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Наши рекомендации