Закрепление речевого дыхания в процессе речи
В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.
«Цветы»
Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (живых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».
«Добавление фразы»
Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа переходит (дорогу)».
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха используются короткие стихотворения. Дети заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Примерные стихотворения:
Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.
(3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.
(АБарто)
Падают, падают листья — В нашем саду листопад ... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
(М. Ивенсен)
Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и формируются правильные интонации, выразительность речи.
«Медведь и лиса»
—Ты куда идешь, медведь?
—В город елку присмотреть. —А зачем тебе она?
—Новый год встречать пора.
—Где поставишь ты ее?
—В дом возьму к себе, в жилье. —Что вырубил в лесу?
—Жалко, лучше принесу.
«Лис и мышонок»
—Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
—Землю копал.
—Для чего землю копал?
—Норку делал.
—Для чего норку делал?
—От тебя, лис, прятаться.
—Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. —А у меня в норке спаленка.
«Елочка»
— Морозы, Голые березы, Волки да медведи — Вот и все соседи. —А у нас под Новый год Каждый песенку поет. (М. Ивенсен) |
—Елочка, елка,
Колкая иголка,
Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису.
— Что в лесу?
«Ты куда?»
—Гусь-гусек, куда пошел ты? —На речной песочек желтый. —А ты, Гуля-голубок?
— В лес зеленый на дубок.
«Куда, Миша, едешь?» —Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?
— Сено косить.
—А на что тебе сено?
— Коров кормить.
-А ты? — спросили Зайку. -В поле, на лужайку. -А ты куда, Аленушка?
-Я во двор, на солнышко.
(О. Бедарев)
-А на что тебе коровы? -Они молочко дают. -А зачем тебе молочко? -Малых деток поить.
Рекомендуется использовать инсценировки по известным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и др.
II стадия коррекции нарушений звукопроизношения
Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:
1) развитие артикуляторнои моторики;
2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;
3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.
Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука.
Развитие артикуляторной моторики
На втброй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.