Правовой режим инноваций в спортивной, спортивно-массовой
и оздоровительной работе в вузах.[14]
Челышев Михаил Юрьевич, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой
гражданского и предпринимательского права юридического факультета КФУ
Малинина Юлия Вячеславовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета КФУ
Никитина Дарина Петровна, студентка юридического факультета КФУ
Латыпов Тихон Вадимович, студент юридического факультета КФУ
На сегодняшний день одним из наиболее многогранных и специфических общественных явлений выступает физическая культура и спорт. Важную роль в популяризации данной сферы выполняет студенческий спорт.
Тенденции развития мирового спорта по улучшению результатов спортсменов, продвижения новых спортивных видов и популяризации здорового образа жизни во многом связаны с внедрением инновационных решений в сферу физической культуры и спорта.[15] Технологическая база развития мирового спорта основывается на использовании инноваций, как в области спортивной науки, так и в области медицины, нанотехнологий, психологии, информатики, биотехнологий и др.
В связи с этим разработка мер по обеспечению инновационного характера подготовки спортсменов, включая медицинское и антидопинговое обеспечение, а также развитие инновационной инфраструктуры спорта обозначены государством в качестве одних из направлений решения основных задач Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года.[16]
Можно говорить об инновационной составляющей физической культуры и спорта в широком и узком смысле. Инновационная составляющая данной сферы в широком смысле это, прежде всего, инновационная направленность государственной политики в данной области. Нововведением в работе вузов в области физической культуры и спорта является создание спортивных клубов на базе высших учебных заведений. Поскольку именно спортивный клуб служит основой для развития и поддержания на достойном уровне студенческого спорта и показателей на российских и международных соревнованиях спортсменов-студентов. Внедрение инновационных решений в сферу физической культуры и спорта, которым может быть предоставлена правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности составляет инновационную составляющую данной сферы в узком смысле.
Правовое регулирование стимулирования инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта должно носить комплексный характер в виду наличия значительной составляющей публично-правового регулирования в данной области. Это проявляется, прежде всего, в том, что государство берет на себя основные функции в разработке и реализации государственной политики в данной области, которая реализуется субъектами физической культуры и спорта.
Система субъектов в области физической культуры и спорта определена в ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».[17] Это коммерческие и некоммерческие физкультурно-спортивные организации, спортсмены и их коллективы, тренеры и другие специалисты, публично-правовые образования в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственные им организации, организации сферы науки и образования, общественные объединения, иные участники отношений в указанной сфере. Большинство перечисленных субъектов в области физической культуры и спорта, так или иначе, будут являться субъектами инновационных отношений.
Правовое регулирование стимулирования инновационной деятельности должно осуществляться с учетом особенностей правового статуса участников данных отношений. В частности, внедрение инноваций предполагает активное использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые могут принадлежать публично-правовым образованиям, но механизм реализации прав публично-правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности на данный момент еще недостаточно отработан.
Развитие научно-технического прогресса и развитие спорта – взаимозависимые процессы. Профессиональный спорт нацелен на достижение высоких результатов, что заставляет искать новые решения в применении технологий, материалов, веществ и др. для подготовки спортсменов и инфраструктуры спорта. Изменение технической оснащенности ведет к поиску новых инновационных решений в методиках подготовки спортсменов.
Можно выделить несколько направлений развития спорта, где необходимо обеспечить постоянное внедрение инновационных решений, которым может быть предоставлена правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности в соответствии с гражданским законодательством: 1) материально-техническое обеспечение (новые материалы, вещества и технологии, которые могут быть использованы в спортивной экипировке (обувь, одежда), новые технические решения для спортивного оборудования и инвентаря и т.д.); 2) медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение (новые методики, препараты, приборы для реабилитационной и восстановительной медицины, системы питания спортсменов, методики антидопингового контроля и др.); 3) научно-методическое обеспечение (новые методики подготовки спортсменов и т.д.); 4) инфраструктурное обеспечение (инновационные технологии строительства спортивных объектов, применение новых материалов покрытия спортивных трасс и площадок и т.д.); 5) кадровое обеспечение (разработка научно-образовательных методик подготовки тренерского состава, работников спортивной медицины, специалистов в области проектировки и строительства спортивных объектов, специалистов в области спортивного права (например, обеспечение защиты прав спортсмена при проведении антидопинговых проверок на соревнованиях) и т.д.; 6) обеспечение информационной безопасности, в частности при проведении соревнований международного уровня.
Активное использование инновационных технологий в спортивной практике требует наличия правовых механизмов, обеспечивающих публично-правовой контроль за воздействием новых технологий на организм спортсменов, в том числе несовершеннолетних участников спортивных отношений. Отсутствие эффективного правового обеспечения, в частности, при обжаловании неправомерных решений и подаче протестов и апелляций, связанных с проведением процедур допинг-контроля, не может не сказываться на результатах отечественных спортсменов.
Для достижения поставленных государством задач развития инновационной составляющей в области физической культуры и спорта, необходимы соответствующие правовые механизмы осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности субъектами инновационных отношений в данной сфере. Заинтересованность государства в модернизации системы физической культуры и спорта в целом, и особенно студенческого спорта, должна проявляется в создании системы стимулирования инновационной деятельности, предполагающей наличие четко прописанных механизмов правового регулирования, а также в законодательном закреплении инновационной направленности развития физической культуры и спорта в системе высшего образования.