Акмеологические основы профессионального развития личности педагога-психолога ????????????????????
Барьеры общения» в педагогическом взаимодействии и способы их преодоления
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу.
Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.
Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи
Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове.
Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию.
Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже.
Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля.
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
3. Иметь чувство собственного достоинства. .
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Акмеологические основы профессионального развития личности педагога-психолога ????????????????????
Акмеология (от греч. акме – высшая степень чего-либо, высшая точка, рассвет, зрелость) в научную терминологию ввел в 1928г. профессор Н.А.Рыбников, обозначая им психологию зрелости или взрослости.
Предметом новой психолого-педагогической наукиакмеологиивыступают объективные субъективные и объективные факторы, способствующие:
- достижению вершин профессионализма – акме (наиболее творческие периоды в жизни);
- творческому долголетию специалистов (этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности);
- организации обучения будущих специалистов профессионализму;
- совершенствованию и коррекции деятельности специалистов.
К объективным факторам относят качество полученного образования, культуру личности и самосовершенствование.
К субъективным факторам – задатки, способности, талант и одаренность человека.
Акмеология исследует весь жизненный путь человека, изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной деятельности (способы разрушения отрицательных стереотипов и формирование положительных). Она исходит из того, что вершины профессиональной деятельности человек достигает сам.
Проблемами исследования личности профессионала занимались выдающиеся ученные, такие как Б.Г.Ананьев, В.Д.Шадриков, Н.В.Кузьмина (Исследование личности профессионала), А.К.Маркова (Психология профессионализма), Е.А.Климов (Определение понятий «Профессионализм», «Профессиональная компетентность», «Профессиональное мастерство»).