Особенности характера и темперамента

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

1. Общие сведения об ученике. (Ф.И.О, класс, школа, продолжительность обучения с одноклассниками, общее физическое развитие и отношение к спорту, условия быта и жизни в семье, успеваемость).

2. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

а) общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);

б) положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется);

в) отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами);

г) доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять; - провести диагностику уровня самооценки.

Д) отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает или конфликт).

3. Учеба:

а) успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам). Уровень знаний.

Б) кругозор, начитанность;

в) развитие речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);

г) интерес к занятиям и отношение к учению (какие предметы вызывают больший интерес, как относится к отметке, похвале и порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности);

д) способность к учению :

- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость) ;

- осмысленность восприятияучебного материала, быстрота осмысления;

- уровень и характер развития памяти (образной, словесно-логической, эмоциональной, произвольной, непроизвольной, объем памяти, быстрота запоминания и прочность сохранения).

- развитие мышления(отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, самостоятельность, аналитичность, быстрота и прочность усвоения );

- развитие воображения (творческое воображение в различных видах учебной деятельности)

е) организованность и умение учиться (соблюдение режима дня, самостоятельность в работе над книгой и

при заучивании материала, умение составлять конспект и т.п.).

4. Труд :

а) отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно и т.д.);

б) какие имеет трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

В) какие виды труда предпочитает?

Направленность личности и специальные способности.

А) интересы (перечислить все, чем интересуется уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; если ученик серьезно занимается какой-либо областью знаний, то следует осветить этот вопрос подробно; что любит читать и что читает;

б) убеждения, мечты, идеалы школьника. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов поведения

в) если особые способности к какой-либо деятельности (к музыке, рисованию, математике и т.д.) и в чем они проявляются?

Г) о чем мечтает и чем намеревается заняться в будущем.

Дисциплинированность.

а) общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность);

б) выполнение школьного режима (соблюдает, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.);

в) выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).

Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины, если они имеют место быть.

Особенности характера и темперамента.

А) ярко выражены положительные и отрицательные черты характера:

- черты направленности личности (по отношение к людям, учебе, труду, самому себе : чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);

- волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.);

б) выражение особенностей темперамента ;

в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость.

Наши рекомендации