Особенности характера и темперамента
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
1. Общие сведения об ученике. (Ф.И.О, класс, школа, продолжительность обучения с одноклассниками, общее физическое развитие и отношение к спорту, условия быта и жизни в семье, успеваемость).
2. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:
а) общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);
б) положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется);
в) отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами);
г) доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять; - провести диагностику уровня самооценки.
Д) отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает или конфликт).
3. Учеба:
а) успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам). Уровень знаний.
Б) кругозор, начитанность;
в) развитие речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);
г) интерес к занятиям и отношение к учению (какие предметы вызывают больший интерес, как относится к отметке, похвале и порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности);
д) способность к учению :
- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость) ;
- осмысленность восприятияучебного материала, быстрота осмысления;
- уровень и характер развития памяти (образной, словесно-логической, эмоциональной, произвольной, непроизвольной, объем памяти, быстрота запоминания и прочность сохранения).
- развитие мышления(отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, самостоятельность, аналитичность, быстрота и прочность усвоения );
- развитие воображения (творческое воображение в различных видах учебной деятельности)
е) организованность и умение учиться (соблюдение режима дня, самостоятельность в работе над книгой и
при заучивании материала, умение составлять конспект и т.п.).
4. Труд :
а) отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно и т.д.);
б) какие имеет трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
В) какие виды труда предпочитает?
Направленность личности и специальные способности.
А) интересы (перечислить все, чем интересуется уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; если ученик серьезно занимается какой-либо областью знаний, то следует осветить этот вопрос подробно; что любит читать и что читает;
б) убеждения, мечты, идеалы школьника. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов поведения
в) если особые способности к какой-либо деятельности (к музыке, рисованию, математике и т.д.) и в чем они проявляются?
Г) о чем мечтает и чем намеревается заняться в будущем.
Дисциплинированность.
а) общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность);
б) выполнение школьного режима (соблюдает, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.);
в) выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).
Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины, если они имеют место быть.
Особенности характера и темперамента.
А) ярко выражены положительные и отрицательные черты характера:
- черты направленности личности (по отношение к людям, учебе, труду, самому себе : чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);
- волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.);
б) выражение особенностей темперамента ;
в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость.