Тема 8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА
Понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, и в зависимости от культурно-исторических преобразований претерпевает различные изменения. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник.
9.1. Подходы к клиенту в поддерживающей терапии
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к нуждающейся личности постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности. К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т. д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы и определяют стратегию взаимоотношений с ним. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.
Психодинамический подход к личности клиента
Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Первоначально при данном подходе жестко определялись установки пациента и необходимые процедуры, тем самым, как и в медицинской практике, выстраивались директивные принципы взаимоотношений.
Однако сам З. Фрейд позднее приходит к идее о том, что взаимоотношения между психоаналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и соответственно могут мешать или помогать решению проблем пациента. Психоаналитики исходят из того, что источник проблем находится в самом пациенте, и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом, либо между несовместимыми желаниями. Отсюда перед пациентом стоят три задачи:
• выразить себя как можно полнее и откровеннее;
• осознать собственные бессознательные движущие силы и
их влияние на свою жизнь;
• выработать способность изменять те отношения, которые
нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.
Метод свободных ассоциаций помогает выяснить природу конфликта, обнаружить изначальные проблемные ситуации пациента. На основании способности – неспособности «порождать» свободные ассоциации выделяют основные типы пациентов:
• пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают
страхи или внутренние запреты;
• пациенты, которые носят «маски», не позволяющие выходить на свободные ассоциации;
• пациенты, не способные порождать свободные ассоциации
без активного вмешательства аналитика.
Выявление природы проблем клиента осуществляется через понимание симптоматики не только аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом походе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблемы.
Гуманистические подходы к клиенту
Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджерсом. Его подход к терапии (гр. therapeia – забота, уход, лечение) и к личности клиента строился на ценностных позициях философии любви. Под любовью К. Роджерс понимал то, что древние греки вкладывали в понятие «агапе», то есть любовь-служение, любовь-деятельность на благо ближнего. Лечение любовью представляет собой сложный процесс, включающий в себя знания личности клиента, понимание роли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и достаточных для изменения ситуации клиента.
Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия между стремлением «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой», между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и «в то же время страхом это сделать». По мнению К. Роджерса, стремлению клиента «быть самим собой» мешают определенные стереотипы, осложняющие его жизненное функционирование. К ним Роджерс относит подчинение образу «кем я должен быть» и страх «отойти от «Я», которым на самом деле я не являюсь». Человек, находящийся под таким давлением, не может развиваться на основе самодостаточности и своего жизненного опыта, он не может даже полностью функционировать. Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, положительном отношении к клиенту.
Гуманистический подход К. Роджерса оказал влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения.
9.2. Подходы к личности клиента в социальной работе
Подходы к личности клиента в социальной работе имеют более широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами психологического характера, однако, контекст вопросов имеет более широкую направленность. Проблемы клиента могут находиться не только в нем самом, но и вне его, где социальные связи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ограничивающими социальное функционирование.
Все эти особенности раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-ролевом, системно-институциональном подходах к клиенту в социальной работе.
Биопсихосоциальный подход
Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман применительно к методу социально-индивидуальной работы. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением.
Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретенные или утраченные, – это важнейшие доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение им роли клиента.
Поведение
Каждый человек в процесс своей жизнедеятельности вырабатывает определенные модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы понятие «индивидуальность клиента», под которым понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям.
При этом Х. Перлман считает, что благополучие человека зависит не только от адекватных поведенческих реакций, но и от структуры человеческой индивидуальности.
Структура и функционирование индивидуальности
В подходах к структуре индивидуальности клиента Х. Перлман базируется на психодинамический теории личности З. Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:
• жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;
• система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;
• психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может, и что должен делать».
Эти функции соответствуют структуре личности З. Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немедленного удовлетворения; «Сверх-я» – интериоризированные в ходе социализации социальные нормативы и ценности; «Я» выступает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.
В концепции Х. Перлман «ид», «эго», «супер-эго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодействие этих структур личности ведет к балансу между индивидуальными потребностями, поведением и нормами социального окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.
Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Стандарты поведения человека как индивидуальности формируются под воздействием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть источником «благополучия» человека, но могут также провоцировать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.
Социальные роли и социальный статус
Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Х. Перлман считает, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняется следующими причинами:
• нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;
• отсутствием своевременной социальной поддержки;
• инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.
Будучи последовательницей З. Фрейда, Х. Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирование его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т. е. позволяющих идентифицировать и оценивать эти роли на уровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, какими характеристиками должен обладать мужчина в качестве мужа и отца, а женщина в качестве матери и жены. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью.
Разработанный Х. Перлман биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту.
Ролевой подход
С. Бриар и Г. Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.
Социальное агентство
Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство может гарантировать соблюдение его прав и требовать от него исполнения соответствующих обязанностей. Услуга может быть оказана, если клиент соответствует нормам, принятым агентством. Ожидания клиентов существенно меняются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эффективность агентства зависит также от общественного мнения и формальных ограничений, а также от ожиданий клиента, которые могут иметь различные ориентации. В этой связи образуется специфический континуум, который формирует различные ролевые ожидания клиента. Бриер и Миллер выделяют следующие роли агентств на основании ориентации клиента:
«нравственная ориентация» – клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;
«расчетная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;
«отчуждающая ориентация» – клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.
Социальный работник и его референтные группы
С. Бриар и Г. Миллер считают, что определение своей роли социальным работником подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего на помощь и поддержку. Социальный работник, определяющий себя как помощника в самоосознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение конкретных услуг.
Профессиональные референтные группы влияют на ролевую динамику социального работника. Предполагается, что при некоторых видах социальной работы терапевтическая эффективность зависит от количества клиентов и установленных с ними отношений. Если социальный работник не в состояние установить определенное количество контактов, то он может быть оценен негативно. Ролевые установки социального работника, таким образом, формируются между двумя видами полномочий, профессиональных и административных, что отражается на ролевых ожиданиях клиентов.
Другой уровень влияния референтных групп на ролевые установки социального работника связан с теоретическими концепциями социальной работы. Каждая теория предъявляет определенные требования к роли клиента, которым клиент сразу же должен соответствовать. Вербальные терапии предполагают, что клиент должен обладать четкой речью, семейные терапии заранее ожидают неблагополучие в семьях, теории индивидуальной работы подразумевают идеального клиента. И эти подходы влияют на установку социального работника.
Самооценка клиента
Самооценка клиента – третий источник нормативных ожиданий. Она связана с позицией клиента по отношению к социальному агентству. Отношение к институту помощи достаточно разнообразно и не ограничивается одной прямой, где на одном полюсе «ощущения» удачливых клиентов, получивших помощь от щедрого агентства, а на другом переживания клиентов, требующих выполнения услуг, положенных им по закону.
Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриара и Миллера, является добровольное или недобровольное принятие индивидуумом роли клиента, а также административные, индивидуальные или групповые санкции.
Социальные группы, воздействующие на клиента, социального работника и агентство
Не только клиент, но и социальный работник и агентство находятся под контролем общественного мнения, требований административных инстанций, структур надзора и контроля.
В этой связи нормативные требования административных институтов, связанных с социальной работой, могут влиять не только на ожидания данных субъектов, но и на формирование получения и предоставления помощи, что также воздействует на ролевую динамику клиента и социального работника.
Таким образом, С. Бриар и Г. Миллер, считают что ценности и нормы социального работника и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они влияют на ожидания индивида, его установки, мотивацию к изменению.
Системный подход
А. Пинкус и А. Минахан обосновали системный подход к проблеме. По мнению этих авторов, в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные системы помощи. Практика социальной работы, с одной стороны, направлена на решение проблем человека, с другой – на развитие системы клиентуры.
Система клиентуры использует традиционный подход к клиенту, но включает в себя широкий спектр клиентов – от индивидуума до организации и общины, когда основанием к помощи является заключение контракта или соглашения.
Традиционный подход
Традиционный подход ориентирован на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. К традиционным целям социальной работы относят: помощь людям по формированию самостоятельности в решении своих проблем, развитие источников поддержки, совершенствование социальной политики государства и т. д. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности-различия:
• похож на всех других людей;
• любит других людей;
• похож на многих из них;
• не похож ни на кого другого;
• безразличен ко всем другим.
Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.
Система клиентуры
Под «системой клиентуры» А. Пинкус и А. Минахан понимают все многообразие людей, обращающихся за помощью. Эта система включает в себя всех клиентов, обращающиеся за помощью и пользующиеся услугами проводника перемен. Важнейшим системным признаком клиентуры является наличие проводника перемен и контракта, установленного между проводником перемен и системой клиентуры.
Проводник перемен – социальный работник, который работает с конкретным человеком и добивается перемен, изменений в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружающему миру.
Контракт – рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен.
Системный подход – это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процессе изменения и взаимодействия.
Система клиентуры – это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. По мнению Пинкуса и Минахана, социальный работник, заключающий контракт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнерства.
Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектом, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.
Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, необъединяемые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход, по мнению Пинкуса и Минахана, позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую неопределенность и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы.
• Таким образом, терапевтический процесс в социальной работе накладывает определенные ограничения на поддержку клиента, но, с другой стороны, он значительно шире, чем в других помогающих профессиях. Терапевтический процесс не ограничивается только методами взаимодействия, а включает в себя различные виды вмешательств (интервенций): информационные, экономические, правовые, медицинские, воспитательные, анимационные и др. В социальной работе более разнообразен спектр помощи; он значительно шире взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Можно отметить большое количество агентств, деятельность которых связана с достаточно широким набором институциональных функций: адаптацией и реадаптацией, социализацией и коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе имеет постоянную динамику, обусловленную социоэкономическими и психосоциальным факторами, и не связана только с запросами субъекта. Клиентом в социальной работе могут выступать индивид, семья и группа, сообщество в целом.