Тема 8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

Понятие «кли­ент» имеет различные толкования на уровнях теории и практи­ки, и в зависимости от куль­турно-исторических преобразований претерпевает различные изменения. Типология клиента связана со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник.

9.1. Подходы к клиенту в поддерживающей терапии

Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к нуждающейся личности посте­пенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влия­ние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, пси­хотерапии и психологии личности. К теории и практике социаль­ной работы применяются методы психоанализа, гуманистичес­кой психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т. д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социаль­ной работы и определяют стратегию взаимоотноше­ний с ним. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной ра­боты оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.

Психодинамический подход к личности клиента

Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Перво­начально при данном подходе жестко определялись установки пациента и необходимые процедуры, тем самым, как и в меди­цинской практике, выстраивались директивные принципы взаимоотношений.

Однако сам З. Фрейд позднее приходит к идее о том, что взаи­моотношения между психоаналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и соответственно могут ме­шать или помогать решению проблем пациента. Психоанали­тики исходят из того, что источник про­блем находится в самом пациенте, и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом, либо между несовместимыми желаниями. Отсюда перед пациентом стоят три задачи:

• выразить себя как можно полнее и откровеннее;

• осознать собственные бессознательные движущие силы и
их влияние на свою жизнь;

• выработать способность изменять те отношения, которые
нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.

Метод свободных ассоциаций помогает выяснить природу кон­фликта, обнаружить изначальные проблемные ситуации пациен­та. На основании способности – неспособности «порождать» сво­бодные ассоциации выделяют основные типы пациентов:

• пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают
страхи или внутренние запреты;

• пациенты, которые носят «маски», не позволяющие выхо­дить на свободные ассоциации;

• пациенты, не способные порождать свободные ассоциации
без активного вмешательства аналитика.

Выявление природы проблем клиента осуществляется через понимание симптоматики не только аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сфор­мировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психо­динамическом походе к социальной работе, в частности в пони­мании клиента и его проблемы.

Гуманистические подходы к клиенту

Гуманистические подходы к личности клиента были разра­ботаны К. Роджерсом. Его подход к терапии (гр. therapeia – за­бота, уход, лечение) и к личности клиента строился на ценно­стных позициях философии любви. Под любовью К. Роджерс по­нимал то, что древние греки вкладывали в понятие «агапе», то есть любовь-служение, любовь-деятельность на благо ближне­го. Лечение любовью представляет собой сложный процесс, включающий в себя знания личности клиента, понимание ро­ли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и доста­точных для изменения ситуации клиента.

Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъ­екта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответ­ствия между стремлением «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой», между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и «в то же время страхом это сде­лать». По мнению К. Роджерса, стремлению клиента «быть са­мим собой» мешают определенные стереотипы, осложняющие его жизненное функционирование. К ним Роджерс относит подчинение образу «кем я должен быть» и страх «отойти от «Я», которым на самом деле я не являюсь». Человек, находящийся под таким давлением, не может раз­виваться на основе самодостаточности и своего жизненного опыта, он не может даже полностью функционировать. Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, положительном отноше­нии к клиенту.

Гуманистический подход К. Роджерса оказал влияние на ста­новление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеально­му образу клиента и его модели поведения.

9.2. Подходы к личности клиента в социальной работе

Подходы к личности клиента в социальной работе имеют бо­лее широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами пси­хологического характера, однако, контекст вопросов имеет бо­лее широкую направленность. Проблемы клиента могут нахо­диться не только в нем самом, но и вне его, где социальные свя­зи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ог­раничивающими социальное функционирование.

Все эти особенности раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-ролевом, системно-институциональном под­ходах к клиенту в социальной работе.

Биопсихосоциальный подход

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман применительно к методу социально-индивидуальной рабо­ты. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребно­сти, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением.

Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретенные или утраченные, – это важ­нейшие доминанты, влияющие на изменение жизненной пози­ции человека и присвоение им роли клиента.

Поведение

Каждый человек в процесс своей жизнедеятельности выра­батывает определенные модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В свя­зи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы понятие «индивидуальность клиента», под которым понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувст­ва, размышления, речь, модели поведения. Различные «режи­мы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям.

При этом Х. Перлман считает, что благополучие человека за­висит не только от адекватных поведенческих реакций, но и от структуры человеческой индивидуальности.

Структура и функционирование индивидуальности

В подходах к структуре индивидуальности клиента Х. Перл­ман базируется на психодинамический теории личности З. Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:

• жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;

• система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;

• психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может, и что должен делать».

Эти функции соответствуют структуре личности З. Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немед­ленного удовлетворения; «Сверх-я» – интериоризированные в хо­де социализации социальные нормативы и ценности; «Я» высту­пает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.

В концепции Х. Перлман «ид», «эго», «супер-эго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодей­ствие этих структур личности ведет к балансу между индиви­дуальными потребностями, поведением и нормами социально­го окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.

Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Стандарты поведе­ния человека как индивидуальности формируются под воздейст­вием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть ис­точником «благополучия» человека, но могут также провоциро­вать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.

Социальные роли и социальный статус

Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии чело­веческой жизни. Х. Перлман считает, что человек является про­дуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом воз­расте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняет­ся следующими причинами:

• нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;

• отсутствием своевременной социальной поддержки;

• инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

Будучи последовательницей З. Фрейда, Х. Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирова­ние его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т. е. позволяющих идентифици­ровать и оценивать эти роли на уровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, ка­кими характеристиками должен обладать мужчина в качестве му­жа и отца, а женщина в качестве матери и жены. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят к тому, что индивид оказывается клиентом, выну­жденным обратиться в социальное агентство за помощью.

Разработанный Х. Перлман биопсихосоциальный подход по­зволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концеп­цию подхода к клиенту.

Ролевой подход

С. Бриар и Г. Миллер определяют субъектность клиента ис­ходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социаль­ному агентству; нормативным ожиданиям социального работ­ника и его референтных групп; самооценки клиента; социаль­ным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на кли­ента, социального работника и агентство.

Социальное агентство

Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те тре­бования, которые регламентируют его права на оказание под­держки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство может гарантировать соблюдение его прав и требовать от него исполнения соответствующих обязанностей. Услуга может быть оказана, если клиент соответствует нормам, принятым агентством. Ожидания клиентов существенно меня­ются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эф­фективность агентства зависит также от общественного мнения и формальных ограничений, а также от ожиданий клиента, ко­торые могут иметь различные ориентации. В этой связи обра­зуется специфический континуум, который формирует раз­личные ролевые ожидания клиента. Бриер и Миллер выделяют следующие роли агентств на основании ориентации клиента:

«нравственная ориентация» – клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;

«расчетная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;

«отчуждающая ориентация» – клиент не разделяет ценно­стей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.

Социальный работник и его референтные группы

С. Бриар и Г. Миллер считают, что определение своей роли со­циальным работником подразумевает ответную реакцию со сто­роны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего на помощь и поддержку. Социальный работник, оп­ределяющий себя как помощника в само­осознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение кон­кретных услуг.

Профессиональные референтные группы влияют на ролевую динамику социального работника. Предполагается, что при не­которых видах социальной работы терапевтическая эффектив­ность зависит от количества клиентов и установленных с ними отношений. Если социальный работник не в состояние устано­вить определенное количество контактов, то он может быть оценен не­гативно. Ролевые установки социального работника, та­ким образом, формируются между двумя видами полномочий, профессиональных и административных, что отражается на ро­левых ожиданиях клиентов.

Другой уровень влияния референтных групп на ролевые ус­тановки социального работника связан с теоретическими кон­цепциями социальной работы. Каждая теория предъявляет оп­ределенные требования к роли клиента, которым клиент сразу же должен соответствовать. Вербальные терапии предполага­ют, что клиент должен обладать четкой речью, семейные тера­пии заранее ожидают неблагополучие в семьях, теории инди­видуальной работы подразумевают идеального клиента. И эти подходы влияют на установку социального работника.

Самооценка клиента

Самооценка клиента – третий источник нормативных ожи­даний. Она связана с позицией клиента по отношению к соци­альному агентству. Отношение к институту помощи достаточно разнообразно и не ограничивается одной прямой, где на одном полюсе «ощущения» удачливых клиентов, получивших по­мощь от щедрого агентства, а на другом переживания клиен­тов, требующих выполнения услуг, положенных им по закону.

Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриара и Миллера, является добровольное или недоб­ровольное принятие индивидуумом роли клиента, а также адми­нистративные, индивидуальные или групповые санкции.

Социальные группы, воздействующие на клиента, социального работника и агентство

Не только клиент, но и социальный работник и агентство на­ходятся под контролем общественного мнения, требований ад­министративных инстанций, структур надзора и контроля.

В этой связи нормативные требования административных ин­ститутов, связанных с социальной работой, могут влиять не только на ожидания данных субъектов, но и на формирование получения и предоставления помощи, что также воздействует на ролевую динамику клиента и социального работника.

Таким образом, С. Бриар и Г. Миллер, считают что ценности и нормы социального работника и агентства заложены в опре­деление и структуру роли клиента, они влияют на ожидания индивида, его установки, мотивацию к изменению.

Системный подход

А. Пинкус и А. Минахан обосновали системный подход к про­блеме. По мнению этих авторов, в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные систе­мы помощи. Прак­тика социальной работы, с одной стороны, направлена на ре­шение проблем человека, с другой – на развитие системы кли­ентуры.

Система клиентуры использует традиционный подход к кли­енту, но включает в себя широкий спектр клиентов – от инди­видуума до организации и общины, когда основанием к помо­щи является заключение контракта или соглашения.

Традиционный подход

Традиционный подход ориентирован на цели социальной ра­боты, а также на восприятие человека и его проблем. К традици­онным целям социальной работы относят: помощь людям по фор­мированию самостоятельности в решении своих проблем, разви­тие источников поддержки, совершенствование социальной по­литики государства и т. д. В практике социальной работы чело­век рассматривается в аспектах идентичности-различия:

• похож на всех других людей;

• любит других людей;

• похож на многих из них;

• не похож ни на кого другого;

• безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жиз­ни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.

Система клиентуры

Под «системой клиентуры» А. Пинкус и А. Минахан понима­ют все многообразие людей, обращающихся за помощью. Эта система включает в себя всех клиентов, обращающиеся за помощью и пользую­щиеся услугами проводника перемен. Важнейшим системным признаком клиентуры является наличие проводника перемен и контракта, установленного между проводником перемен и системой клиентуры.

Проводник перемен – социальный работник, который рабо­тает с конкретным человеком и добивается перемен, изменений в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружаю­щему миру.

Контракт – рабочее соглашение между сторонами относи­тельно совместных усилий по обеспечению перемен.

Системный подход – это динамический подход к пробле­мам клиента, где главный акцент делается на процессе измене­ния и взаимодействия.

Система клиентуры – это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их про­блем и оформили соответствующий контракт (устное соглаше­ние) о сотрудничестве. По мнению Пинкуса и Минахана, соци­альный работник, заключающий контракт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и ор­ганизует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнерства.

Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектом, требующим вмеша­тельства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

Системный подход позволяет подойти к проблемам клиен­тов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, необъединяемые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход, по мне­нию Пинкуса и Минахана, позволяет эффективно внедрять цен­ности и знания социальной работы, преодолевать этическую не­определенность и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы.

• Таким образом, терапевтический процесс в социальной ра­боте накладывает определенные ограничения на поддержку клиента, но, с другой стороны, он значительно шире, чем в дру­гих помогающих профессиях. Терапевтический процесс не ог­раничивается только методами взаимодействия, а включает в себя различные виды вмешательств (интервенций): информа­ционные, экономические, правовые, медицинские, воспита­тельные, анимационные и др. В социальной работе более раз­нообразен спектр помощи; он значительно шире взаимоотноше­ний между терапевтом и клиентом. Можно отметить большое количество агентств, деятельность которых связана с доста­точно широким набором институциональных функций: адап­тацией и реадаптацией, социализацией и коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе име­ет постоянную динамику, обусловленную социоэкономическими и психосоциальным факторами, и не связана только с за­просами субъекта. Клиентом в социальной работе могут высту­пать индивид, семья и группа, сообщество в целом.

Наши рекомендации