Текст 1. Мультифактурная деталь
Если твой стиль – авангард и ты предпочитаешь во всем идти в ногу с модой, укрась свой дом жалюзями. Они изготовлены, сочетая различные виды пластика, ткань, декоративные элементы и даже тюль. Необыкновенная цветовая гамма позволяет составить наиболее затейливый орнамент или создать мозаичную картинку. «Изюминкой» убранства твоего дома, частью его красивейшего интерьера станет украшение в виде композиционного варианта жалюзи. Самый изящнейший рисунок в японском стиле или яркий постер, абстрактное изображение и даже… портрет! Дизайн может быть выдержан в едином стиле квартиры либо стать ярким визуальным акцентом. Сегодня возможен широкий ассортимент аксессуаров для создания уюта в любом помещении. Однако надо различать качественное изделие от дешёвой поделки. Поэтому лучше не тревожиться за создание комфортной обстановки для отдыха, а просто преобразить свой дом жалюзи.
Задания
1. расставьте ударение в следующих словах. Проверьте по словарю.
Акцент, жалюзи, красивейший (интерьер), мозаичная (картинка), орнамент, портрет, постер, убранство.
2. определите по толковому словарю или словарю иностранных слов лексическое значение слов. Уместно ли их употребление в этом тексте?
Ассортимент, авангард, акцент, визуальный (акцент), дизайн, гамма, интерьер, мультифактурная (деталь), поделка, постер, стиль.
3. Найдите в тексте фразеологический оборот, объясните его значение и происхождение.
4. Определите род имен существительных, составьте с ними предложения, употребив в качестве подлежащего.
жалюзи, ткань, тюль.
5. Оцените грамматическую правильность использования в тексте имён прилагательных (полная и краткая форма, степень сравнения). Дайте объяснения.
6. Найдите предложение, осложнённое обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом. Объясните, грамотно ли употреблен оборот.
7. Выпишите все словосочетания, содержащие ошибочное согласование или управление. Исправьте, дайте пояснения.
8. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста и преобладающий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
9. Перепишите текст, исправив все речевые ошибки и недочеты.
10. Составьте служебную записку с обоснованием необходимости приобретения жалюзи в комнату отдыха Вашего предприятия.
Текст 2. Крутой поворот
Как монетизация льгот повлияет на частный бизнес? Спросите об этом Никиту Музы'рю, основателя компании «Автолайн», крупнейшего в Москве частного пассажирского перевозчика.
Никита и его старший брат Олег сколотили стартовый капитал на оптовой торговле сигаретами. «Автолайн» они создали еще в 1993 году и вплоть до 1998 года умудрялись сохранять монополию на рынке частных пассажирских перевозок. Только после августовского кризиса Департамент транспорта и связи г. Москвы стал выдавать разрешения по организации коммерческих маршрутов и другим кампаниям. Но оборот бывшего монополиста по-прежнему составляет около $ 50 миллионов в год.
Конкуренция заставляет компании обновлять автопарк. Тот же «Автолайн», к примеру, приобрел 42 полноразмерных шведских автобуса «Scania», а также 12 автобусов «Фольксваген» и 24 украинских «Богданов», изготовленных на базе Isuzu.
Чтобы не складывать все яйца в одну корзину, «Автолайн» одновременно развивает и другие виды бизнеса, так или иначе связанные с пассажирским транспортом: междугородные перевозки (автобусами – к курортам Черного моря) и службу такси. Кроме того, «Автолайн» заключил договор франчайзинга с европейской компанией по прокату автомобилей Sixt.
Задания
1. Поставьте ударение в словах, проверив по орфоэпическому словарю.
августовский, договор, иначе, одновременно, оптовая, франчайзинг.
2. Выпишите из текста заимствованные слова, содержащие звук [э], и укажите твердое или мягкое произношение согласных перед этим звуком. Проверьте по орфоэпическому словарю. Например, комп[р'е]сс, с[тэ]нд.
3. Каково значение заимствованных слов, использованных в тексте? Обращаясь к словарю иностранных слов, определите уместность их использования. Если необходимо, произведите синонимические замены.
4. Укажите случаи ошибочного использования одного из членов паронимической пары. Дайте пояснения.
5. От какого слова происходит слово монетизация? Как связано его лексическое значение и словообразование?
6. Являются ли сочетания сколотить капитал и старший брат устойчивыми в данном контексте? Каково их прямое и переносное значение?
7. Определите род следующих существительных. Всегда ли они верно употреблены в тексте?
«Автолайн», Музы'ря, Sixt, такси, франчайзинг.
8. Запишите словами все встретившиеся в тексте имена числительные, употребив их в необходимой падежной форме.
9. Выпишите все словосочетания, содержащие ошибочное согласование и управление. Исправьте, дайте пояснения.
10. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста и преобладающий тип речи. Обоснуйте свой ответ.
11. Перепишите текст, исправив все речевые ошибки и недочеты.
12. Составьте резюме с целью занять какую-либо должность в компании «Автолайн» и заявление с просьбой принять вас на работу.