Глава 5. Управление Школой
5.1. Управление Школой осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
5.2. Компетенция Учредителя по управлению Школой определяются действующим законодательством, настоящим Уставом и составляет:
- право на реорганизацию и ликвидацию Школы;
- утверждение Устава Школы, изменений Устава Школы;
- получение ежегодного отчета от Школы о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, о результатах образовательной деятельности;
- назначение на должность и освобождение от должности директора Школы;
- право контроля за соблюдением законодательства при осуществлении уставной деятельности Школы;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами.
5.3. Единоличным исполнительным органом Школы является директор, который назначается учредителем и осуществляет текущее руководство деятельностью Школы.
Директор не может совмещать свою должность с другой руководящей должностью в Школе или вне её.
5.4. Директор Школы:
- планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, несет ответственность перед государством и обществом за качество и эффективность работы Школы;
- представляет интересы Школы в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени Школы;
- является распорядителем денежных средств Школы, в пределах своей компетенции, открывает и закрывает в учреждениях казначейства счета Школы;
- заключает от имени Школы договоры, не противоречащие законодательству РФ и уставным целям деятельности Школы;
- в пределах своей компетенции в соответствии с законом РФ издает инструкции, приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Школы, обучающимися и их родителями (законными представителями);
- организует работу по подготовке Школы к лицензированию и государственной аккредитации;
- утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Школы и Правила поведения для обучающихся Школы, иные локальные акты, организует и контролирует их исполнение;
- организует разработку программы развития Школы и представляет ее на утверждение Управляющему Совету, организует реализацию утвержденной программы развития Школы;
- организует разработку, утверждение и внедрение в образовательный процесс образовательных и учебных программ, учебных планов и других учебно-методических документов;
- утверждает учебный план, годовой календарный график и расписание занятий;
- утверждает совместно с педагогическим советом «школьный компонент» общеобразовательных программ и представляет его на утверждение Управляющему Совету (после согласования с педагогическим советом);
- разрабатывает и представляет на согласование Управляющему Совету план финансово-хозяйственной деятельности и организует его исполнение;
- представляет Управляющему Совету на утверждение отчет по итогам учебного и финансового года для последующего доклада Учредителю и отчета перед общественностью, содействует его обнародованию;
- налагает дисциплинарные взыскания на работников Школы в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет расстановку педагогических кадров;
- устанавливает должностные оклады, составляет и утверждает штатное расписание, должностные обязанности работников;
- принимает на работу и увольняет работников Школы;
- определяет надбавки к заработной плате творчески работающим педагогическим работникам, представляет работников Школы к премированию и награждению с учетом мнения педагогического совета;
- создает условия для творческого роста педагогических работников Школы, применения ими передовых форм и методов обучения, осуществления педагогических экспериментов;
- обеспечивает материально-технические и другие условия осуществления образовательного процесса в Школе, выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований;
- формирует контингент обучающихся Школы;
- готовит мотивированное представление в Управляющий Совет об исключении обучающегося, на основании решения Управляющего Совета издает приказ об исключении обучающегося из Школы;
- обеспечивает создание в Школе необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся, контролирует эту работу исполнителями;
- организует и совершенствует методическое обеспечение образовательного процесса, содействует деятельности учительских (педагогических) организаций, методических объединений, ученических и родительских объединений;
- обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, учет и хранение документации, организует делопроизводство, ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности Школы;
- организует работы по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством, Уставом Школы и локальными актами, возглавляет гражданскую оборону Школы;
- обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций и оборудования, организует осмотры и ремонт зданий Школы;
- назначает ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале, а также во всех подсобных помещениях, утверждает должностные инструкции лиц, ответственных за охрану труда;
- контролирует совместно со своими заместителями деятельность педагогов и воспитателей, в том числе путем посещения уроков, всех других видов учебных занятий и учебно-воспитательных мероприятий;
- назначает председателей методических комиссий по предметам, классных руководителей, секретаря педагогического совета;
- является председателем педагогического совета и членом Управляющего Совета Школы;
- решает все другие вопросы текущей деятельности Школы, не отнесенные к компетенции Управляющего Совета Школы и Учредителя;
- несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом.
5.5. Органами управления в Школе являются: Управляющий Совет, конференция родителей (законных представителей) обучающихся, классные родительские собрания, общее собрание трудового коллектива Школы, педагогический совет, научно-методический совет, Совет учащихся. Органы управления действуют на основании Устава.
5.6. Управляющий Совет является высшим органом управления Школой. Управляющий Совет Школы, избирается на 2 года и состоит из представителей обучающихся 10-11 классов, педагогического коллектива, представителей родительской общественности, кооптированных членов, представителя Учредителя. Представители обучающихся с правом решающего голоса избираются в Управляющий Совет Школы Советом учащихся. Представители родительской общественности избираются на конференции родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники избираются на педагогическом совете Школы. В состав Управляющего Совета по должности входит директор Школы, а также один представитель Учредителя Школы, делегированный Учредителем. Заседания Управляющего Совета Школы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе председателя или по требованию директора Школы, представителей Учредителя, а также по требованию члена Управляющего Совета.
Управляющий Совет Школы возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из членов Управляющего Совета простым большинством голосов. Представитель Учредителя, директор, обучающиеся и работники Школы не могут быть избраны председателем Управляющего Совета.
Для ведения текущих дел Управляющего Совета избирается секретарь и формируются комиссии. Постоянные комиссии создаются по основным направлениям деятельности Управляющего Совета.
Управляющий Совет Школы вправе решать все вопросы управления Школой, определенные его полномочиями, кроме отнесенных к исключительной компетенции Учредителя и директора Школы.
Заседание Управляющего Совета Школы является правомочным принимать решения, если на нем присутствовало не менее одной второй состава и решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих, среди которых были равным образом, представлены все категории членов Управляющего Совета. Процедура голосования определяется Управляющим Советом Школы.
Все решения, принятые Управляющим Советом Школы в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
К исключительной компетенции Управляющего Совета Школы относятся:
- принятие Устава Школы, изменений и дополнений к нему;
- утверждение программы развития Школы, предлагаемой директором или педагогическим советом Школы;
- согласование компонента образовательного учреждения, профилей обучения (после одобрения педагогического совета);
- содействие в привлечении внебюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности и развития Школы;
- согласование по предоставлению директора плана финансово-хозяйственной деятельности Школы;
- утверждение системы поощрения работников и обучающихся.
В своей работе Управляющий Совет Школы руководствуется Положением об Управляющем Совете Школы, утвержденным директором.
5.7. В состав конференции родителей входят родители (законные представители) обучающихся, избранные на классных родительских собраниях. Из своего состава конференция родителей избирает председателя и секретаря.
Конференция родителей работает по плану и регламенту, которые согласованы с директором Школы.
Полномочия конференции родителей Школы:
- содействие созданию оптимальных условий для организации образовательного процесса;
- содействие в проведении общешкольных мероприятий;
- участие в подготовке Школы к новому учебному году;
- контроль за организацией качества питания обучающихся, медицинского обслуживания совместно с администрацией Школы;
- участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения государственных санитарно-гигиенических правил и норм;
- взаимодействие с педагогическим коллективом Школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.
- избрание членов от родителей (законных представителей) обучающихся в Управляющий Совет.
Заседание конференции родителей является правомочным принимать решения, если на его заседании присутствует не менее 2/3 состава и решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих.
Решения конференции родителей, принятые в соответствии с законодательством РФ, являются обязательными для всех участников образовательного процесса. Деятельность конференции родителей регулируется положением, утвержденным директором.
5.8. Классные родительские собрания являются органами управления родителей (законных представителей) обучающихся. В состав классных родительских собраний входят все родители (законные представители) обучающихся класса.
К компетенции классных родительских собраний относится:
- классные родительские собрания избирают членов родительской конференции Школы в количестве 1 человек от класса;
- заслушивает информацию директора Школы или его заместителей, классного руководителя о соблюдении прав участников образовательного процесса;
- оказывает содействие педагогическому коллективу в проведении необходимой работы с неблагополучными семьями;
- оказывает помощь в организации деятельности кружков, секций, в проведении воспитательных мероприятий.
Заседание классного родительского собрания является правомочным, если на его заседании присутствует не менее 2/3 состава. Решение классного родительского собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих.
5.9. Отношения членов трудового коллектива и администрации Школы регулируются коллективным договором, согласно которому общее собрание трудового коллектива Школы собирается по мере надобности, но не реже двух раз в год. В состав общего собрания трудового коллектива входят все работники Школы. Общее собрание трудового коллектива Школы вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых Школа является основным местом работы.
Решения общего собрания трудового коллектива Школы принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется общим собранием трудового коллектива Школы.
К исключительной компетенции общего собрания трудового коллектива Школы относится:
– принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и обсуждение коллективного договора;
– заслушивание ежегодного отчёта администрации Школы о выполнении коллективного договора;
– определение численности и срока полномочий Комиссии по трудовым спорам Школы, избрание её членов;
– выдвижение коллективных требований работников Школы и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
- принятие решения об объявлении забастовки и выбора органа, возглавляющего забастовку.
5.10. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, демократизации системы управления Школой, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта в Школе действует коллегиальный орган управления Школой – педагогический совет.
Членами педагогического совета являются все педагогические работники Школы, включая сотрудников, работающих по совместительству.
Председателем педагогического совета является директор Школы. Он назначает своим приказом секретаря педагогического совета сроком на один год.
Педагогический совет Школы созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Внеочередные заседания педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети педагогических работников Школы. Ход педагогических советов и решение оформляется протоколами. Протоколы хранятся в Школе постоянно.
Заседания педагогического совета Школы являются правомочными, если присутствовало не менее двух третей педагогических работников Школы и решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих педагогов. Процедура голосования определяется педагогическим советом Школы.
Полномочия педагогического совета:
- обсуждает, выбирает и утверждает содержание образовательного процесса в Школе;
- обсуждает и утверждает годовой график учебного процесса и учебные планы Школы по согласованию с органами местного самоуправления;
- подводит итоги деятельности Школы за четверть, полугодие, год;
- определяет порядок проведения аттестации педагогических работников, избирает аттестационную комиссию, ее председателя, утверждает результаты ее деятельности;
- утверждает порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- решает вопросы перевода в следующий класс обучающихся, имеющих академическую задолженность по одному предмету, а также по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося оставления на повторный год обучения, перевода на семейное образование обучающихся, имеющих по результатам учебного года академическую задолженность по двум и более предметам;
- решает вопрос об исключении обучающегося;
- утверждает характеристики учителей, представляемых к наградам;
- избирает членов от педагогических работников в Управляющий Совет.
5.11.Членами научно-методического совета Школы являются все заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений Школы, педагог-психолог. Председателем научно-методического совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Заседание научно-методического совета проводится не реже одного раза в четверть. Заседание научно-методического совета является правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 членов совета. Решения научно-методического совета принимаются прямым открытым голосованием простым большинством голосов. Ход заседаний и его решения оформляются протоколом.
Полномочия научно-методического совета Школы:
- обсуждает, проводит выбор учебных планов, программ, учебников;
- руководит подготовкой и проведением научно-практических конференций, семинаров, практикумов и других мероприятий подобного рода;
- разрабатывает положения о конкурсах и фестивалях педагогического мастерства и организует их проведение;
- организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, обобщению и распространению опыта инновационной деятельности;
- согласовывает эксперементальные программы, организует работу педагогических советов и готовит проекты документов к ним.
5.12. В целях содействия росту социальной и учебной успешности каждого обучающегося в Школе действует орган управления обучающихся – Совет учащихся Школы.
Общее собрание членов Совета учащихся собирается два раза в месяц.
В состав Совета учащихся входят представители обучающихся 5-11-х классов (по 1 - 2 человек от каждого класса), избираемые на классных собраниях обучающихся.
Совет учащихся Школы:
- организует разнообразную, увлекательную, социально-значимую коллективную деятельность;
- организует общение детей для создания благоприятного психологического климата в коллективе, необходимого для развития ребёнка через реализацию его личностных возможностей;
- организует объединения обучающихся по интересам, для включения старшеклассников в социальную практику;
- разрабатывает и реализует программы, проекты совместной социально-значимой деятельности;
- привлекает общественное внимание к проблемам детского движения;
- избирает членов в Управляющий Совет из числа обучающихся;
- вносит предложения в годовой план работы Школы.
Заседание Совета учащихся является правомочным принимать решения, если на его заседании присутствует не менее 2/3 состава и решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих.
Остальные полномочия органов управления Школы регламентируется отдельными локальными актами Школы.