В детско-родительских отношениях
В настоящее время вместе со значительными изменениями в обществе происходят неизбежные изменения в его малой ячейке – семье. Эти изменения затронули и детско-родительские отношения.
Родители проводят крайне мало времени вместе со своими детьми. И мужчины и женщины стали работать больше: кто-то стремясь удержаться на плаву в потоке экономических проблем, кто-то реализуясь в построении карьеры, кто-то уходя с головой в работу, прячась от личных трудностей. Даже тогда, когда дети и родители находятся вместе, они не всегда рядом по-настоящему, они не общаются, а проводят время у телевизора или компьютера.
Редко какая мама полностью «выдерживает» отпуск по уходу за ребенком. Детей стараются «развивать» как можно раньше и больше. Детей рано отдают в дошкольные учреждения, затем – во всевозможные секции, кружки. Что само по себе и неплохо, но при дефиците общения с родителями получаются «неожиданные» результаты. Когда ребенку исполняется 10–11 лет (а во многих семьях и раньше) родители обнаруживают, что им трудно, очень трудно со своим ребенком. «Золотое» время – от рождения до подросткового возраста родители упускают. В этот период ребенок испытывает настоятельную потребность эмоционально-личностного общения с близкими взрослыми: вначале просто физического пребывания вместе, а затем – и получения опыта: социального, житейского.
Любовь между родителями и детьми – едва ли не лучшее и, безусловно, уникальное переживание в жизни. Но не так уж много родителей позволяют себе испытать это счастье: нехватка времени, большое количество обязанностей, и т.д.
К сожалению, детско-родительские отношения выходят на первый план тогда, когда они становятся проблемными. И речь идет не о случаях «неразвитого материнского чувства» или жесткого обращения с детьми. Даже в семьях, где родители «души в ребенке не чают», возникает и постепенно растет непонимание.
Отношения с детьми могут дарить неповторимое ощущение счастья, наполненности жизни. Только дети любят нас такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками. Они – просто образец безусловной любви (до тех пока с помощью взрослых не научатся использовать, а не любить). Изменить общество – крайне трудно, а улучшить отношения с собственным ребенком вполне возможно. Я не имею в виду быстро осуществимые и не требующие «переваривания» методы «Fust Food». Существуют определенные подходы, установки, которые помогают установлению доверительных, понимающих отношений между детьми и родителями.
1) Стремление понять ребенка. Любое его поведение мотивировано определенным образом, но не всегда эта мотивация лежит на поверхности.
Например, дети 3–5 лет могут беспокоить своих родителей тем, что хотят быть собачками, тиграми и т.п. Просят, чтобы их называли именем животного, рычат, могут требовать, чтобы еду им давали в мисочке. Когда родители не понимают причин происходящего, они раздражаются на подобное поведение. И если взрослые «не в настроении» возникает конфликт. Хотя ситуация вполне объяснима. В дошкольном возрасте дети часто идентифицируют себя с какими-либо животными и стараются им подражать: строят «жилища» из подушек и других подсобных материалов, собирают «ценные» вещички (достаточно вспомнить «секретики», которые прячутся под цветным стеклышком и обязательно закапываются). Если родители осведомлены о том, что подобное поведение – это лишь закономерность возрастного развития, еще одна ступень взросления их ребенка, то они не будут делать из этого проблему, а тем более вступать в конфликт с ребенком.
Это только один пример, но в нем можно увидеть еще два принципа «бесконфликтных» отношений между детьми и родителями:
2) Чтобы понимать – старайся больше узнать о закономерностях развития.
Умей ждать.