Опыт формирования культуры поведения детей и подростков в учреждениях дополнительного образования
Абраменкова Мария Сергеевна, Синельщикова Татьяна Сергеевна, Потаналина Анна Алексеевна, Тихонова Анна Николаевна,
студенты группы ОРМ-41, научный руководитель Иванова И.В., к. психол. н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФБГОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия
В любом обществе, будь то коллектив профессионалов, молодежная тусовка, или семья, существуют определенные правила поведения, они же правила этикета, или правила хорошего тона. Сформировались они еще в древние времена, и в процессе эволюции совершенствовались и видоизменялись. Они не имеют никаких формальных подкреплений, но существуют для того, чтобы люди лучше понимали друг друга, и не допускали неприятных ситуаций. Слово этикет впервые употребил король Франции Людовик XIV, раздав своим гостям карточки – «этикетки», в которых были изложены правила, как следует держаться. Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем, свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.) [4].
«Классическими» странами этикета обычно называют Англию и Францию. Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами [5].
Сложившиеся нормы нравственности, правила этикета являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. временный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Современное состояние российского общества говорит о необходимости обучения подрастающего поколения этикету, так как за последние десятилетия у большинства молодых людей сложилось исторически-снисходительное отношение к нравственным ценностям этикета. Нынешняя ситуация социальной неустроенности выдвинула на первый план в качестве ценностей деньги, насилие, карьеризм и распущенность. В результате, всё больше становится заметным проявление невоспитанности среди молодежи, неумение вести себя в общественных местах, чрезмерная грубость и небрежность в отношениях многих друг к другу и окружающим [3, c. 12].
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, общественных местах, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях [3, c. 12].
Актуальность проблемы воспитания этикета, как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности, своего рода второсортности.
Академик Д.С. Лихачев справедливо заметил, что «человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Эту лаконичную формулу представляется важным развернуть, шире представить в целостном воспитательно-образовательном процессе [2].
Актуальность данной статьи обосновывается тем, что современная система образования нацелена на решение преимущественно образовательных задач, поэтому учреждения социальной поддержки могут помочь в организации внеучебной деятельности, направленной на создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии и совершенствовании культурного уровня.
Целью программы «Современный этикет» является способствовать духовно-нравственному становлению личности подростков через формирование общей культуры. Данный проект предназначен для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, средних и старших классов школ города Калуга. Сроки реализации программы – ноябрь – декабрь 2015г. Кроме известных в педагогике методов обучения и воспитания, в рамках реализации программы используются методы, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста: активные методы творческого самовыражения, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, направленные самопознание и постижение уникальности личности другого.
Основными формами проведения занятий являются первые образовательные пробы, дискуссии в парах, круглые столы, ролевые проигрывания в группах. Использование таких методов и форм работы позволит побудить подростка к активному размышлению. Результат занятий по программе предполагает изменения в поведении ребенка: применение элементарных приемов вежливого общения, усвоение основных понятий: этикет, культура, вежливость, красота, порядочность, рыцарство, воспитанный, культурный человек; умение употреблять в речи этикетные выражения; изменение стиля поведения в школе, дома и в общественных местах; умение одеваться в соответствии с событием; умение встретить гостей, культурно вести себя в гостях, дарить подарки, пользоваться столовыми приборами; умение слушать других; умение учитывать мнения других в процессе совместной работы; проявление уважения к старшим людям.
Нами разработана программа «Современный этикет», предложили организовать ролевые игры - «Факультет забытых истин»; «Мы же культурные люди…», познавательная игра – «Леди и джентльмены» , занятие – практикум; групповая, фронтальная работа – «Любимый праздник – День рождения!» и познавательная игра, работа в группах - «Знатоки этикета» для подростков, участвующих в проекте. Будущие организаторы работ с молодежью с энтузиазмом взялись за работу: разработан сценарий, распределены роли, еженедельно на базе Детского Юношеского Центра Космического Образования «Галактика» проводятся репетиции.
Таким образом, проект «Современный этикет» явился основой для долгосрочного сотрудничества между КГУ им. К.Э. Циолковского, Детского Юношеского Центра Космического Образования «Галактика» города Калуги. Эффектами взаимодействия видится развитие личности подростков, студентов, а также обмен методическими и психолого-педагогическими ресурсами между образовательными учреждениями города, задействованными в проекте.
Библиографический список:
1. Латов, Н.А. Этикет поведения делового человека: Курс лекций. – М.: РУДН, 2008. – 206 с.
2.Лихачев, Д.С. Семь уроков из жизни и книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ / Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2006.
3.Южин, В. Энциклопедия этикета. -М.: РИПОЛ классик , 2007. - 77 с.
4.Правила поведения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://world7.ru/dialogue/683-rules-of-conduct
5.Правила этикета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/