Инициирование консолидирующего решения
. Педагог стимулирует группу к принятию общего решения, выработке схемы выступления группы, принятия решения, оценке результатов работы.
Можно выделить следующие процедуры фасилитации:
1 Советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и
внедрение решений.
2.Помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы.
3.Консультирование, поддержка создание условий длятворчества.
4.Снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений.
5.Готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.
6. Содействие презентации субъекта.
7.Выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.
Первое преимущество фасилитациисостоит в том, что решения выдают сами родители, т.е. онисамостоятельно проделывают всю необходимую работу. Фасилитатор поддерживает процесс только технологически.
Второе–фасилитатор не дает решений, он предоставляет средства, с помощью которого родители сами находят решение.
Посредством фасилитации можно проводить:
·проверку имеющихся педагогического опыта и убеждений участников собрания;
·обмен полезной информацией между участниками родительского собрания
·формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового –за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы родителей;
·снятие сопротивления изменениям, происходящим во взаимоотношениях с ребенком, педагогами, между родителями.
В построении эффективного взаимодействия с родителями технология фасилитации помогает:
·организовать взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на ведение детей в культуру, постижение еѐ смысла и ценностей
·раскрыть творческий потенциал ребенка с помощью участия семьи и сохранить фактор психологического здоровья
·освоить родителям навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем,
·получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
·разрешить сложные или конфликтные ситуации,
·решить конкретные вопросы: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.
Применение технологий фасилитации требует от воспитателя соответствующих ролевых позиций:
1.Умение строить открытые, доверительные отношения с родителями
2.Способность создавать особую атмосферу сотрудничества.
3.Снимать барьеры и помехи во взаимодействии.
4.Раскрывать ресурсы (возможности) участников образовательных отношений.
Педагог- фасилитатор должен придерживаться следующих правил при взаимодействии с родителями:
1.Внушать и демонстрировать доверие.
2. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
3. Исходить из того,что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.
4.Выступать источником опыта.
5.Способностьпонимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.
6. Быть активным участником группового взаимодействий
7.Открыто выражать свои мысли и чувства.
8. Владеть стилем культурного общения с родителями
9.Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Успешная фасилитация - это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.