Роль развития мозга в формировании способностей
Современная техника позволяет ученым сканировать мозг и более детально изучать его развитие. Исследования показывают, что важнейшие функции мозга, необходимые для того, чтобы обрабатывать информацию, адекватно выражать эмоции и владеть языком, формируются именно в раннем детстве. В журнале «Нейшн» отмечается, что «в раннем детстве связи в мозгу образуются невероятно быстро, в то время как мозг формируется под воздействием ежесекундного взаимодействия генетической информации и внешних воздействий».
Ученые полагают, что большинство таких связей, называемых синапсами, образуются в течение первых лет жизни ребенка. По словам доктора медицины педиатра Берри Бразелтона, именно тогда в мозгу ребенка «закладывается основа для развития его интеллекта, самосознания, способности доверять и желания учиться».
В первые годы жизни мозг ребенка особенно быстро растет, развивается и усложняется. В обстановке, в которой ребенок активно познает мир, межнейронные связи умножаются, создавая разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря этому человек обладает разумом и способен расширять свои познания.
Возможно, чем больше активизировать мозг ребенка, тем больше вступает в работу нервных клеток и образуется связей между ними. Погружая ребенка в мир фактов, цифр и языка, мы развиваем его интеллект. Но этого не достаточно. Ученые пришли к выводу, что важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенцев не берут на руки, не прикасаются к ним, не играют с ними и не вызывают у них эмоциональных реакций, то синаптических связей образуется меньше.
Судя по всему, раннее детство человека может в значительной степени определять его будущее. Будет ли человек жизнестойким или слабым, будет ли у него развито абстрактное мышление и способность сочувствовать другим или нет — все это зависит от того, что было заложено в ребенка на раннем этапе жизни. Поэтому роль родителей особенно важна. В раннем детстве крайне необходимо, чтобы рядом с малышом были чуткие и заботливые родители.
Советы родителям
Как выявил один опрос, 25 процентов родителей не знали, что от их действий зависит развитие умственных способностей ребенка, его уверенность в своих силах и тяга к знаниям. Возникает вопрос: как же лучше всего помочь ребенку раскрыть все свои способности? И как создать для этого нужную атмосферу?
Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.
Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов.
Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.
Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.
Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Родительская задача состоит не в том, чтобы сделать из ребенка вундеркинда, а в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным»,— отметил Питер Горски, сотрудник медицинского факультета Гарвардского университета.
Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.
Вы в огромной мере способствуете развитию своих детей, когда выражаете им свою любовь, читаете им на ночь или просто играете с ними. Детский психолог Фрейзер Мастард говорит: «Все, что ребенок делает, становится его жизненным опытом. Даже если ребенок учится ползать, очень важно, как вы реагируете, как поощряете его». Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым, ответственным человеком.
Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела, а также быть готовым чем-то жертвовать.
Интересно, что в результате одного исследования, проводившегося с участием более 12 000 подростков, ученые пришли к выводу, что «сильная эмоциональная связь с родителем — наилучшая гарантия здоровья подростка, а также лучшая защита от поведения, которое могло бы принести ему вред». Как-то одна мама спросила своих детей: «Если бы вам предложили исполнить любое ваше желание, то что бы вы выбрали?» Все четверо ответили: «Чтобы папа и мама побольше были с нами». Да, дети жаждут внимания родителей.
Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.
Поощряйте активность ребенка.Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент.
В экспериментальной комнате было установлено два автомата - А и Б. Автомат А был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нем не было ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать лампочки.
Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они прежде всего обращали внимание на нарядный автомат А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он-то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки - словом, исследовали.
Опыт всячески видоизменялся, но вывод каждый раз оказывался неизменным - самому нарядному, яркому объекту малыши предпочитают такой, с которым можно активно действовать. (Вспомните, какие игрушки больше всего любят дети.)
Сейчас ученые уже не сомневаются: познавательная потребность характеризуется прежде всего активностью.
Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная - пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.
Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка? Или если вы решили вырастить гения…
Каждый ребенок по-своему талантлив, и в его развитии роль родителей является определяющей. Верна позиция того взрослого, который считает, что его ребенку многое дано. Очевидно, что ребенка обязательно надо поощрять и хвалить, так как он должен испытать радость познания, но делать это надо без преждевременного «навешивания» на него каких-либо ярлыков. Опыт работы с детьми и родителями показывает, что последние чаще всего допускают следующие ошибки: сравнивают своих детей с собой или с другими («а я в твоем возрасте» или «вот Петя»), забывая, что, прежде всего, надо анализировать и сравнивать успехи или неудачи самого ребенка и относиться к нему как к загадке, которую важно разгадать, увидеть логику развития внутреннего роста.
Если же родители обнаружили у своего ребенка, как им кажется, невероятные способности, нужно «подтолкнуть» ребенка к их развитию самим или с помощью педагогов детского сада, школы для одаренных детей, где обучение строится на основе развивающих программ и где осуществляется личностно-ориентировочный подход.
Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка:
· Любознательность (познавательная потребность). Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.
· Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Проявляется в способности выявить проблемы, задавать вопросы.
· Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.
· Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
· Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
· Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
· Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребенка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.
· Настойчивость (целеустремленность). Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
· Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.