Проблема формирования социальных стандартов образования
Сегодня в Украине только закладываются принципы целостной стратегии развития образования, которая бы определяла целевые ориентиры государства в этой сфере, а следовательно, более прозрачно освещала вопросы содержания, качества, социальной доступности образования, механизмов и объемов его финансирования. Однако и сейчас довольно проблематично обнаружить актуальные направления развития сферы образования, так как непонятно согласно каким критерием можно определить первоочередную задачу соответствующей политики.
В этих условиях и научную, и практическую значимость имеет проблема разработки социальных стандартов образования и в этом контексте – методика выработки социальных образовательных стандартов.
Основным социальным стандартом является стандарт бедности и благосостояния. Однако именно этот комплекс показателей в Украине в сущности еще не разработан. Стандарт бедности, в первую очередь, нужен для разработки других социальных стандартов. Стандарты обеспечения социальных прав, таких как право на образование, здравоохранение, жилье, взаимосвязаны с общим стандартом благосостояния и бедности.
Исходным положением тут считают следующее – любое направление социального развития связано со всеми другими, а, соответственно, социальные стандарты, которые задают определенную шкалу измерения социальных проблем и путей их решения, также должны иметь системный характер.
Современное понимание бедности далеко отошло от исключительно экономических показателей.
Бедность встроена в такие явления, как дискриминация, ограничение социальной мобильности и др. Поэтому и измерение бедности приобретает комплексный характер.
Бедность и социальное неравенство можно определять через призму других социальных проблем. С помощью анализа обеспечения прав на образование, здравоохранение, труд и жилье, оценка бедности приобретает качество социальной политики, ориентированной на оценку ресурсной базы (то есть не только установление проблемы, но и определение путей ее решения).
Мультикомплекснисть социальных образовательных стандартов обусловливает несколько видов оценки.
Во-первых, это междисциплинарное оценивания, основано на применении различных социальных наук для разработки критериев оценки той же проблемы.
Во-вторых, это комплексность проблемы, которая состоит из целого ряда проблем, направлений развития, более или менее связанных друг с другом.
В-третьих, это стандарты качества, которые наиболее наглядно связывают стандарт бедности и стандарт реализации того или иного социального права.
Как и другие социальные проблемы, проблема образования может быть рассмотрена в рамках данной оценки.
Междисциплинарная природа образовательных стандартов свидетельствует о том, что, как и любая другая социальная проблема, проблема образования требует понимания в свете самых разных дисциплин и подходов.
Социальные стандарты образования могут включать:
- экономические и финансовые показатели;
- организационные и институциональные условия функционирования системы образования в Украине;
- политическую и законодательную базы, обеспечивающие осуществление образовательной реформы и деятельность сферы образования;
социально-психологические стандарты и т. п.
Доступность дошкольного и общего среднего образования является гарантией права каждого на получение такого образования, которая корреспондируется с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права.
Доступность высшего образования в учреждениях и коммунальной форм собственности заключается в создании государством соответствующих условий для их функционирования и развития, при которых гражданин смог бы реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора, с учетом своих способностей и интересов в свободном выборе типа высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности, профиля обучения.
Бесплатность получения образования обеспечивается финансированием учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности за счет государственных и местных бюджетов согласно нормативам их финансового и материально-технического обеспечения, что, однако, не исключает возможности финансирования отрасли за счет развития внебюджетных механизмов привлечения дополнительных средств, как это определено законодательством об образовании.
К сожалению, сегодня отсутствие в сфере образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда.
Образование, которое не отражается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиции государства на мировой арене, не может считаться качественным.
В условиях интеграции Украины в образовательное пространство Европы соответствующим стандартом доступности должна стать образовательная и профессиональная мобильность. И хотя доступность образовательной мобильности определяется и должна определяться на конкурсной основе, государство должно обеспечить надлежащий уровень стандартов качества обучения.
Таким образом, для обеспечения качественного образования, его одинаковой доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.
Экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для преодоления разрыва, который все увеличивается, между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности Украины на мировом рынке труда.
Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения. Успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться растущее несоответствие качества образования и предъявляемых к нему требований работодателей.
Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Более половины выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраивается по полученной в учебном заведении специальности. А в случае трудоустройства на работу по специальности они не обладают современными и эффективными методами труда на производстве.
Современная украинская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности.
Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных обществ в решении вопросов образовательной политики, в частности в процессах независимой общественной оценки качества образования.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Отсутствие полноценной связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативно влияет на готовность Украины к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство.
Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. За низкого уровня заработной платы система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности. Низкий уровень официальной заработной платы и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объемов теневых финансовых потоков в системе образования.
Снижение престижа профессии учителя и преподавателя является основной причиной оттока квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Система переподготовки и повышения квалификации, которая отстает от реальных потребностей отрасли, не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать, используя современные образовательные технологии. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административную должность, однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны. Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики.
Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
Основной стратегической целью социальных стандартов образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, восстановления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в сфере образования;
- совершенствования экономических механизмов в сфере образования.
Определив национальные образовательные приоритеты и приобщившись к работе над созданием модернизированной модели высшего образования европейского образца, Украина присоединилась к Болонскому процессу в мае 2005 года. Стоит отметить, что отношение в обществе к «болонской» системе национального высшего образования неоднозначное: от восторга до уничтожающей критики, от сдержанной взвешенности и прагматизма к неприятию ее принципов вообще.
Было бы ошибкой замалчивать или преуменьшать сложность процесса интеграции Украины в европейское образовательное пространство. Не стоит идеализировать и сам Болонский процесс, который имеет неравномерный и противоречивый характер и достаточно гипотетическую цель. И присоединение к этому процессу, и неприсоединение имеют свои преимущества и риски.
Как примирение различных «за» и «против» привлечения Украины к Болонскому процессу можно считать положение о необходимости сдержанного и взвешенного внедрения международных, а по сути, западных образовательных стандартов и сохранения традиций отечественной системы образования в целом.