Формирование здоровьесберегающей модели

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Сизоненко К.Н.

За последние годы состояние здоровья студенческой молодежи вызывает тревогу. С каждым годом все большее количество абитуриентов, поступающих в вуз и выпускающихся из него, с развитыми хроническими заболеваниями, именно поэтому проблема здоровья студентов и формирования у них привычки к здоровому образу жизни является одной из главных на данный момент.

Здоровьесбережение – это совокупность приемов, методов, способов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения. Сутью здоровьесберегающего сопровождения, его ключевой мыслью является соединение здоровьесберегающего компонента и образовательные программы вуза. Этот процесс может быть интегрированным и комплексным.

К критерием эффективности здоровьесбережения относят:

1. знания о здоровье и здоровом образе жизни;

2. мотивация к здоровому образу жизни;

3. оптимальная двигательная активность;

4. положительный психологический настрой;

5. личная и общественная гигиена;

6. рациональное питание;

7. отказ от вредных привычек.

На базе Амурского Государственного Университета было проведено эмпирическое исследование на студентов факультета социальных наук по проблеме здоровьесбережения студентов вузов, по результатам исследования были выявлены следующие проблемы:

1. низкая физическая подготовленность студентов из-за неполного выполнения программы физической культуры;

2. низкая валеологическая грамотность учащихся;

3. низкий уровень воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья.

На основе теоретического и эмпирического исследования была разработана модель по здоровьесбережению студентов вуза.

Основным блоком представленной модели является целеполагание. Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик здорового студента и, в-третьих, от требований государственного стандарта высшего профессионального образования.

Основная цель модели: сохранение и укрепление здоровья студентов в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить инфраструктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность;

2. определить рациональную организацию учебного процесса;

3. проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в вузе и повысить ее эффективность;

4. организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, на правленую на формирование мотивации к здоровому образу жизни;

5. вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья студентов;

6. формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

Исходя из поставленных целей и задач по здоровьесбережению студентов вузов, были выделены основные направления комплексной модели по сохранению и укреплению здоровья студентов Амурского Государственного Университета.

1 блок: Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

2 блок: Рациональная организация учебного процесса;

3 блок: Организация физкультурно-оздоровительной работы;

4 блок: Просветительско-воспитательная работа с учащимися. Направленная на формирование и мотивации к собственному здоровью, ценностей здоровья и здорового образа жизни;

5 блок: Профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья студентов;

6 блок: Формирование гигиенических знаний, умений и навыков через учебные дисциплины.

Критерии оценки здоровья: мотивация; уровень работоспособности (в том числе и внутренняя мотивация учения); рациональное питание; оценка наличия вредных привычек; закаливание и личная гигиена; положительные эмоции; оптимальный двигательный режим.

Для реализации данной модели по здоровьесбережению была разработана технология, структура которой описывается ниже:

В структуре данной технологии реализации модели по здоровьесбережению студентов вуза можно выделить несколько взаимосвязанных блоков: первый блок – блок цели, задач и планирования учебно-воспитательного процесса; второй – диагностический, направленный на выявление основных показателей здоровьесбережения студентов; третий блок направлен на выбор оптимальных форм, методов и средств сохранения и укрепления здоровья студентов; четвертый – блок деятельности, который направлен на обучение и развитие учащихся; пятый – блок контроля, применяется для корректировки целей и задач. Субъектами реализации данной модели являются педагоги и студенты.

Цель здоровьесберегательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранить свое здоровье на период обучения в вузе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик здорового студента и, в-третьих, от требований государственного стандарта высшего профессионального образования, в-четвертых. От условий образовательного учреждения.

Реализация разработанной модели проходила в виде лонгитюдного эмпирического исследования с первого курса по третий.

Необходимо отметить, что данная модель разработана, в соответствии с целями и задачами здоровьесбережения студентов вуза, апробирована на практике и является эффективной, судя по тем изменениям, которые произошли по истечении двух лет, что подтверждается вторичным тестированием. Методы математической обработки данных также свидетельствуют о том, что измененные показатели можно учитывать в исследовательской работе и что они являются допустимыми при оценке эффективности модели по здоровьесбережению студентов вуза.

Для реализации исследований были подобраны диагностические методики, которые, на наш взгляд, отвечают ряду требований: высокая надежность и валидность методики; возможность получения по одной методике широкого диапазона личностных характеристик, что позволяет в свою очередь сократить количество самых применяемых методик, а также получить латентные (скрытые) факторы более высокого уровня, которые будут в свою очередь устойчивее факторов их формирующих; возможность использования методики при групповом обследовании.

В результате внедрения модели по здоровьесбережению было достигнуто:

· заболеваемость снизилась, большее количество студентов оценивают свое здоровье, как хорошее;

· все студенты имеют хотя бы элементарные знания о здоровом образе жизни, больше стати его соблюдать;

· снизился уровень напряженности в течение учебного года;

· повысилась физическая подготовленность, студенты больше стали выполнять физические упражнения во вне учебное время и т.д.

На основании проведенного исследования были подведены следующие общетеоретические выводы:

1. необходимо создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов вуза;

2. предоставить каждому студенту возможность получить образования без потери здоровья;

3. сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру;

4. необходимо обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику студента;

5. необходимо формировать у студентов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановление психических и физических сил.

Таким образом, у вуза можно сформировать установку на здоровый образ жизни, если педагоги и администрация вуза будут заинтересованы в данной проблеме.

Из этого следует, что внедрение здоровьесберегательной деятельности в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения способствует укреплению здоровья студентов, развитию познавательной активности, стремлению к знаниям физической культуры и соблюдения здорового образа жизни.

Наши рекомендации