Общенаучный уровень методологии педагогики

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Методология современной педагогики»

Текст лекции

Понятие о методологии педагогической науки

Наука может развиваться лишь в том случае, если оно будет пополняться все новыми и новыми фактами.

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является англ.философ Френсис Бекон (1561-1626) Необходимо вооружить науку системой методов «Новый органон, 1620». Он указывал, что задача науки – увеличивать власть человека над природой.

Методология как учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. В этом и есть ее назначение.

Методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:

· философский (общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом);

· общенаучный (теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин);

· конкретно-научный (cовокупность методов, принципов, процедур в той или иной научной дисциплине);

· технологический (методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала).

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой существует определенное соподчинение.

Общенаучный уровень методологии педагогики

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом,отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход пришел на смену функциоальным, аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские механистические концепции однозначного детерминизма и редукционизма.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Системный подход требует реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода в исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность» и «взаимодействие».

Педагогическая система на уровне структурно-функционального ана­лиза может быть представлена совокупностью компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель — ведущий фактор возникновения педагогической системы.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, который иногда неправомерно понимается как некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности. Правильная интерпретация и развитие этого принципа позволяют понять, что существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично верифицируются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

Наши рекомендации