Лекция 1. педагогика: предмет, задачи, функции

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика
как наука отражала состояние образования, обучение и воспита-
_ ние подрастающего поколения.

ика Педагогика развивалась в русле философских зна-
как наука^ 0 человеке и обществе, но в XVI—XVII вв. она

ни

отпочковывается от философии, став самостоятель-ной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для филосо-фии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, иде-але воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, соци-альных, экономических, духовных и нравственных условиях.

В основе педагогики лежит исследование педагогического про-цесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитан-ников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изу-чает педагогический процесс передачи взрослым поколением зна-ний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

Функциями педагогики является ее практическая и теоретичес-кая направленность.

Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения.

Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать про-цессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенство-ваться, двигаться вперед.

Практическая функция педагогики состоит в вооружении педа-гогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, ди-дактика, теория воспитания, школоведение, история педагоги-ки, дефектология и др.

Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимо-связь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений — пре-подавания профессиональной деятельности взрослых и учения — специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, ме-тоды и средства обучения. Определяет направление частных мето-дик и потому тесно связана с различными науками. Каждая мето-дика имеет свою специфику.

На основе дидактики разрабатываются методы обучения, посо-бия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеж-дений, анализирует конкретный процесс воспитания, его зако-номерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятель-ности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявле-ние воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.

Теория воспитания анализирует связь между отдельными на-правлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания ис-следует процесс воспитания цельной личности.

Школоведение - часть общей педагогики. Исследует вопросы управления народным образованием, организацией учебно-вос-питательного процесса, работу отдельных школ и педагогических коллективов; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом. Отражает процесс руководства сис-темой народного образования, со стороны государственных пла-нов разрабатывает научные принципы организации школьного дела.

История педагогики как часть общей педагогики исследует воз-никновение и развитие практики обучения и воспитания, раз-личных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена и у разных народов.

Анализирует и обобщает накопленный ценный педагогический опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот опыт важен для современного учительства, так как поможет совершенство-вать современную педагогическую практику.

Еще Л.Н.Толстой писал, что познать педагогику невозможно без знания истории педагогики.

Сравнительная педагогика занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в раз-личных странах. Знание сравнительной педагогики дает возмож-ность использовать положительный опыт разных школ и народов для совершенствования собственного.

Дошкольная педагогика освещает вопросы обучения и воспита-ния детей дошкольного возраста.

Дефектология выделяется как специальная педагогика, опре-деляющая работу с детьми с физическими и психическими от-клонениями. Сурдопедагогика -- педагогика глухих и слабо-слышащих, тифлопедагогика - слепых и слабовидящих, олигоф ренопедагогика — умственно отсталых, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления — логопедия.

Педагогика высшей школы выделяется отдельно и является час-тью педагогики взрослых. В ней отражается специфика образова-тельных и воспитательных задач в работе со студентами вузов.

Существуют и другие научные подразделения: педагогика се-мьи, профессиональная (рабочая) педагогика, военная педагоги-ка и исправительно-трудовая. Каждое из названных направлений имеет свои особенности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние его образования, обучения и вос-питания. Веками в науку о воспитании вносились новый опыт и новые обобщения. Педагогика развивалась благодаря совершен-ствованию опыта, практике прогрессивных школ и педагогов.

Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации.

ЯїїГВ ?=иТиИмЯ ПеРвые приемы воспитания, нашег нты реме-ни с древнейших времен. Каждое поколение, каждый народ создавали свою систему воспитания.

Из памятника «Книга пророчеств» мы узнаем о жреческих школах древнего народа майя, из древнейших трактатов японских мудрецов — о воспитании японской девочки, о семейном воспи-тании в древнем Китае из философии Конфуция.

В глубокой древности еще в рамках философских знаний обще-ство выдвигало идеал воспитания. В государстве инков (IX—XV вв.), считая себя «сынами Солнца», жрецы учили людей Земли «жить жизнью достойной человека». Это их общественное сознание, иде-ология и философия жизни.

В основе буддизма - бытие личности, ее страдания, освобожде-ние от страданий, терпимость. Идеал человека в Древней Индии (V—VI вв. до н.э.) — идеал доброты. В основе его воспитания — познание психологии личности, так как главное — свободная лич-ность, ее независимость от окружающего мира.

Содержание образования в древней Индии заслуживает особого внимания. Многие открытия, которые приписываются греческим и европейским ученым, относятся к древнеиндийским учениям. На-пример, математика. Цифры, называемые арабскими, были извест-ны в древней Индии. То же относится к медицине и астрономии. Учебниками были словари по различным знаниям. Первый Бук-варь содержал свод Законов, по ним учили читать и писать.

Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551-479 гг. до н. э.) должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: «Чего не же-лаешь себе — не делай другим» был в основе воспитания. Он впер-вые разработал концепцию идеального человека и воспитание ребенка в семье: «почитай родителей», «не бросай их», «будь по-чтителен», «не выражай досады на них». Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения.

В период расцвета Афин странствующие философы - софи-сты — были учителями красноречия. Они за плату учили моло-дежь произносить речи, вести политические беседы, убеждать и спорить, что требовало знаний логики и философии. Беседы со-фистов посвящались вопросам права и этики. Главное в жизни человека, считали они, — это познание, и то, что человек позна-ет, является в жизни истинным. Софисты впервые выдвинули воп-рос о важности воспитания.

Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение — результат незнания.

Сократовский метод воспитания — метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения — путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы.

Идея гармонического развития личности идет от ученика Со-крата Платона (472—348 гг. до н.э.). От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах, регу-лирование государством деторождения. От Платона через средне-вековье, через «новое время» пришла программа обучения в шко-лах, получившая во времена Платона название «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, гео-метрия, астрономия, музыка).

От величайшего философа Греции Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, основной целью воспитания.

Демокрит (ок. 460—370 гг. до н.э.) выделял как главное в вос-питании знание природы человека, его природосообразное вос-питание, в основе которого должен быть Труд.

Сочинение Квинтилиана (ок. 35 — ок. 96 г. н.э.) «Наставле-ние оратору» положило начало обучению ораторскому искус-ству.

Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догма-ми богословия. О воспитании и обучении в средневековой Киев-ской Руси узнаем из летописей, литературных и исторических па-мятников, из различных «Слов» и «Поучений», дошедших до наших времен.

Научный подход в педагогике к проблемам обучения и воспи-тания начинается с Яна Амоса Коменского (1502—1670) и его книги «Великая дидактика» (1654), где впервые были сформули-рованы принципы, методы и формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозно-го воспитания. В частности, обосновывая цель обучения как по-знание человеком самого себя и окружающего мира, управление собой и почитание Бога.

Новое время. Французская философия и английская экономи-ческая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. О воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело, пи-шет Джон Локк (1632—1704). Патриот и гражданин, здравомысля-щая личность — таким представлял себе идеал воспитания К.Гель-веций (1715-1771).

Жан-Жак Руссо (1712-1778) ставит перед воспитанием цель -воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека».

Таким образом, хотя педагогика и выделилась в самостоятель-ную науку, но эта самостоятельность относительна, поскольку и педагогика и философия, изучая человека, находятся в постоян-ной взаимосвязи1.

Социалисты-утописты (Томас Мор, Т.Компанелла, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье) выдвинули как идеал воспитания фор-мирование всесторонне развитой личности, для становления ко-торой необходимо соединение обучения с производительным тру-дом и всеобщее равное образование.

В программах школ Нового времени, и европейских странах и в России, наряду с религиозными выдвигают вопросы светского и реального образования.

Восемнадцатый век - Век Просвещения. В России реформы Петра I в области образования - это эпоха создания светской школы, создание демократической профессиональной школы. И.Посошков, Ф.Салтыков, В.Н.Татищев считали необходимым всеобщее образование народа для развития России. Развертыва-лась сеть закрытых сословных учебных заведений. По существу — это попытка «создать новую породу людей». Открытием «Воспита-тельных домов», Смольного Института благородных девиц И.И.Бецкой и Екатерина II пытались претворить эту идею в жизнь.

На педагогическую теорию и практику европейских стран XIX в. оказали влияние труды И.Г.Песталоцци (1746-1827), И.Гербарта (1776-1841), АДистерверга (1790-1866), а в России педагоги-ческие взгляды и просветительская деятельность декабристов и революционных демократов.

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов си-стемы и содержания образования обращается к конкретным про-блемам народной и национальной школы, воспитывающему обу-чению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функ-ции религии.

В середине XIX в. статья Н.И.Пирогова «Школа и жизнь» стала предметом дискуссии педагогической общественности о важно-сти связи обучения с требованиями общества.

1 См.: Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.12 10

Яснополянская школа Л.Н.Толстого была своеобразным экс-периментом воспитания творческой личности в среде крестьян-ских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и вне-школьного образования выдвигаются проблемы домашнего и ре-лигиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация обществен-ной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Событием в истории отечественной педагогики стали статьи и книги К.Д.Ушинского о научном статусе педагогики. Он дал пе-дагогике определение науки, сформулировал предмет и исследо-вания, закрыв тем самым дискуссию: наука или искусство педа-гогика. Вопреки отрицанию научной значимости педагогики и определению ее только как науки прикладной Ушинский прида-вал огромное значение развитию педагогической теории и прак-тики в их единстве. Он рассматривал воспитание личности в зави-симости от знания наук о человеке: анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, филологии, географии, полит-экономии и истории. Ушинский утверждал: «Если педагогика хо-чет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях». На первое место среди перечисленных выше наук он выдвигал психологию.

Последователи К.Д.Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М.Монасеина исследо-вала процесс развития личности, П.ФЛесгафт — физическое и семейное воспитание, Х.Д.Алчевская рассматривала методику обу-чения взрослых, В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педа-гогики.

В начале XX в. общественно-педагогическое движение подни-мает проблемы свободного воспитания и семейной педагогики (К.Н.Вентцель), педагогики среды (С.Т.Шацкий) и социальной педагогики.

Послеоктябрьский период развития педагогики в России — период создания новой школы, новой системы образования, где первостепенными были проблемы педагогики коллектива, вос-питание личности в коллективе, воспитание всесторонне разви-той личности — строителя нового общества.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в исто-рии человечества опыт отношений между людьми: отношения че-11

ловека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

Каждая наука пользуется своими понятиями. Опре-
Основныеделенные понятия существуют и в педагогике.
понятияПонятие формирование - это процесс развития, ста-

педагогикиновления личности в конкретных условиях жизни

общества. Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру на-рода. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

«Образование» - в буквальном смысле «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образова-ния - обучение в различных учебных заведениях1.

Обратим внимание на определение образования забытым рус-ским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887-1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс при-общения человека к ценностям науки, искусства, религии, нрав-ственности, права, экономики. В этом, считал он, основа разви-тия личности2.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет осо-бенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры»3.

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей-заданий. И первостепенным в них является становление лично-сти, личности творческой, способной научно мыслить. Он обра-щает внимание на социальные факторы, которые влияют на личность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценно-стей.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью фор-мирования личности, развития ее физических, умственных и нрав-ственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

1 Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. - М., 1964-1968.

2 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е. Г Лекции по истории отечествен-
ной педагогики.-М., 1995. - С. 3.

3 Гессен С.И. Основы педагогики. - Берлин, 1923. - С. 366.

Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, спосо-бов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окру-жающий мир, а преподавание — руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

«Система образования» представляет существующее общее и специальное образование. Общее - это начальное и среднее обра-зование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику опреде-ленной профессии.

Содержание образования - система знаний, умений и навы-ков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обу-чения и воспитания, так называемый «учебно-воспитательный процесс». Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, вос-питателей, коллектива педагогов, родительского актива, обще-ственности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспита-ния личности, противоречия и закономерности каждого из эле-ментов.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику системы педагогических наук.

2. Охарактеризуйте содержание образования и обучения в школе.

3. Дайте характеристику содержания воспитания.

4. Что такое педагогический процесс.

Литература к лекции

1. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

2. Куписевич Ч. Основы общественной дидактики. - М., 1986.

3. Лихачев Б, Т. Педагогика. - М., 1996.

4. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1992.

6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.

7. Подласый ИП Педагогика. - М., 1996.

Наши рекомендации