Модель соц-пед работы по защите детей,нах.в соп
Для принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, обращаются в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите.Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:информацию о социальном положении ребенка; информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении; информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются: акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность. Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержит:перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;сроки выполнения мероприятий;ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом;периодичность проверки реализации плана. План защиты прав и законных интересов ребенка, согласованный комиссией по делам несовершеннолетних, утверждается руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации не позднее двух недель со дня вынесения решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
35.Социальнаядезадаптация: понятие, причины.
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальнаядезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):
— отсутствие навыков общения;
— неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
— высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);
— эмоциональная неуравновешенность;
— установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство. Это превращает общение всвоего рода соревнование;
— тревожность и боязнь общения;
— замкнутость.
31. Жестокое обращение и насилие над детьми как социально-педагогическая проблема: сущность понятий, виды насилия, причины, последствия, профилактика.
Насилие над детьми — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы
Физическое насилие над ребёнком — преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям.
Сексуальное насилие - подразумевается вовлечение ребёнка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли.
Эмоциональное насилие определяется как однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. К эмоциональному насилию относятся, в частности, громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, невнимание, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы, уничтожение личных вещей ребёнка, пытки или убийство домашнегоживотного
Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды
Заброшенные дети могут страдать задержками физического и психосоциального развития, что может стать причиной психопатологии и нарушения нейропсихологических функций, в том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и социальных навыков.
Последствия:
любые формы насилия в детстве увеличивают вероятность многих хронических заболеваний.
Для детей, переживших отсутствие заботы или физическое насилие, более вероятно возникновение психиатрических проблем.
Предотвращение: разработаны различные программы, направленные на поддержку родителей и обучение их навыкам ухода за ребёнком и его воспитания. Такие программы предполагают, в частности, посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации, а также групповые занятия для родителей, где их обучают навыкам воспитания детей, расширяют знания о развитии ребёнка, развивают стратегии позитивного обращения с детьми.