Результаты обучения изобразительной деятельности в подготовительном-iv классах
(цензовый/нецензовый уровень образования)
КЛАСС | ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ОСНОВНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБУЧЕНИЯ | Учащиеся должны знать / Учащиеся могут знать | Учащиеся должны уметь / Учащиеся могут научиться |
в предметной области «Изобразительная деятельность» | основные цвета, геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), свойства пластилина и соленого текста, правила работы с данными материалами. | сидеть за партой, держать карандаш, расположить лист бумаги, подготовить и убрать рабочее место; работать карандашом, отражать на рисунке простую форму предмета, его цветовое исполнение; располагать изображение на листе бумаги; выполнять простые узоры в полосе и круге по образцу; вылепить из пластилина простой предмет; изготовить простую поделку из бумаги путем склеивания; узнавать и называть основные цвета, геометрические формы, точку, линию | |
в области речевого регулирования | Возможности речи в регуляции деятельности | Комментировать отдельные действия в процесс деятельности, адекватно использовать в учебных высказываниях следующие понятия: цвет, карандаш, фломастер, бумага, ластик, пластилин, картина, художник, палитра, краски, круг, квадрат, треугольник, линия, точка. | |
I | в предметной области «Изобразительная деятельность» | Основные цвета и оттенки, художественные материалы (гуашь, акварель, акрил, карандаш, пастель, восковые мелки, бумага, клей) геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), свойства соленого теста, пластилина, глины, фольги, правила работы с данными материалами. | раскрашивать, работать с шаблонами и трафаретами, осуществлять штриховку изображения, работать с гуашью, акварелью, акрилом, карандашами, пастелью, восковыми мелками, бумагой, клеем, ножницами отражать на рисунке форму предмета, его цветовое исполнение; смешивать краски; располагать изображение на листе бумаги; рисовать с натуры и по представлениям; выполнять простые узоры в полосе, в квадрате, в круге по образцу; выполнять предметы для украшения интерьера из разных материалов, выполнение работ из соленого теста, пластилина, глины, фольги конструктивным и смешанным способом. |
в области речевого регулирования | Понятия «устное комментирование», «словесный отчет о проделанной работе» | Комментировать действия в процесс деятельности, составлять словесный отчет о проделанной работе, адекватно использовать в учебных высказываниях следующие понятия: цвет, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, бумага, ластик, пластилин, мелки, картина, художник, рисунок, аппликация, поделка, работа, палитра, краски, лист, альбом, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, линия, точка, фольга, натюрморт | |
II | в предметной области «Изобразительная деятельность» | Возможности получения новых оттенков путем смешивания красок, геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), свойства соленого теста, пластилина, глины, фольги, правила работы с данными материалами. | смешивать краски для получения нужного оттенка; располагать изображение на листе бумаги; составлять коллаж; составлять геометрический и растительный орнамент в квадрате, в круге, в полосе (по образцу и самостоятельно). Выполнять рисунки на различную тематику, используя средства разных изобразительных техник; выполнять предметы для украшения интерьера из разных материалов и украшать ими интерьер, выполнение работы из соленого теста, пластилина, глины скульптурным и гончарным способом лепки. |
в области речевого регулирования | Понятие «планирование работы» | Планировать предстоящую деятельность, адекватно использовать в самостоятельной речи следующие понятия: цвет, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, бумага, ластик, пластилин, мелки, картина, художник, рисунок, аппликация, поделка, работа, палитра, краски, лист, альбом, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, линия, точка, фольга, натюрморт, план (планирование), передний план, задний план, отчет, оценка, завиток, блик, бликовка, тенежка, подмалевок, контраст, контрастные цвета, оттенок, скульптура, гончар, свет, тень | |
III | в предметной области «Изобразительная деятельность» | Возможности получения новых оттенков путем смешивания красок, геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), свойства соленого теста, пластилина, глины, фольги, правила работы с данными материалами. | Работать с технологическими картами; самостоятельно составлять растительный орнамент в различных формах. Выполнять рисунки на различные темы, связанные с календарными и народными праздниками, используя средства разных изобразительных техник; выполнять куклы и декораций для настольного театра; использовать различные способы лепки, в зависимости от выбора материала. |
в области речевого регулирования | Понятие «оценка работы» | Высказывать свое мнение в отношении результатов продуктивной деятельности; адекватно использовать в самостоятельной речи следующие понятия: кудрина, синий кобальт, фарфор, фаянс, портрет, театр, декорация, герой картины, герой сказки | |
IV | в предметной области «Изобразительная деятельность» | Возможности получения новых оттенков путем смешивания красок, геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб), свойства соленого теста, пластилина, глины, фольги, правила работы с данными материалами. | Самостоятельно украшать разные формы посуды и предметов быта; составлять композиции и сюжеты, исходя из конкретной темы. Работать с акриловыми красками, составлять сюжеты по мотивам разных русских народных сказок. Изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности, костюмы и декорации. Использовать разные способов лепки, в зависимости от выбора материала. |
в области речевого регулирования | Понятие «самооценка» | Осуществлять анализ своей деятельности, критически высказываться; адекватно использовать в самостоятельной речи следующие понятия: фантазия, костюм, постановка, изображение, соразмерность, композиция, сюжет, образ, материал |
Физическая культура
Пояснительная записка
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. Слагаемыми физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
В программе по физической культуре для учащихся с нарушениями речи учтены особенности состояния и функциональных возможностей организма детей. Эти особенности диктуют необходимость включения речевых элементов в процесс выполнения физических упражнений и подвижных игр.
Достижение цели физического воспитания учащихся с нарушением речи обеспечивается решением следующих основных задач: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма; повышение физической и умственной работоспособности; освоение основных двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой по физической культуре для общеобразовательной школы; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
На занятиях по физической культуре у учащихся воспитываются дисциплинированность, навыки культурного поведения, коллективизм, чувство дружбы и товарищества, смелость, настойчивость, отзывчивость, честность.
Учитель должен сообщить учащимся необходимые сведения о режиме дня, о закаливании организма, правильном дыхании, осанке, привить и закрепить гигиенические навыки (уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность физкультурной формы и т.д.), воспитать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой.
Эти задачи могут быть успешно решены только при воздействии всей системы физического воспитания: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (физкультминутка, гимнастика до уроков, упражнения и игры на переменах), внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся занимает урок. Основное содержание уроков физической культуры в школе определяется программой, состоящей из следующих разделов: теоретические сведения, гимнастика, подвижные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни. Базовый компонент составляет основу федерального государственного образовательного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы образовательного учреждения.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
– реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенности учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
– соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Структура и содержание примерной программы.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
Класс | |||||
Базовая часть | |||||
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2 | Подвижные игры | ||||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | ||||
1.4. | Легкоатлетические упражнения | ||||
1.5 | Лыжная подготовка | ||||
1.6 | Плавание * | ||||
Вариативная часть | |||||
2.1 | Связанные с региональными и национальными особенностями | ||||
2.2 | По выбору учителя, учащихся, определяемым самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта |
* В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с 1 класса. Во время прохождения этого материала (16–18 часов) в равных пропорциях выделяется из других разделов, в том числе из вариативной части.
Содержание курса.
Знания о физической культуре.
Знать и иметь представление:
– об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
– о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
– о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
– об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
– о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
– о физических качествах и общих правилах их тестирования;
– об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
– о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Уметь:
– составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
– вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
– организовывать и проводить самостоятельные занятия;
– уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.