Подготовка кадров социальных работников. Обучение социальной работе в стране началось с деятельности нескольких женских школ, выдавших дип­ломы женщинам – помощникам социальной работы:

Обучение социальной работе в стране началось с деятельности нескольких женских школ, выдавших дип­ломы женщинам – помощникам социальной работы:

– профессиональная школа социального обучения, основанная Марией Гахери в 1907 году;

– социальная школа 1911 года под руководством римско-католической церкви;

– профессиональная школа социальной службы, основанная пастором Донмегью в 1913 году;

– женская школа социальной работы на фабрике, основанная в 1917 году в Париже, где обученные моло­дые женщины должны были заботиться о физическом и моральном благополучии женщин-работниц.

Курсы получили официальный статус в 1932 году, когда государство утвердило первый диплом для соци­альной службы. Позже были введены дипломы для семейных помощников, специальных экспертов обуче­ния, персонала детского сада, медико-психологических помощников, дошкольных учителей, семейных консуль­тантов, учителей по специальным методам обучения, для лиц, осуществляющих надзор за условно осужден­ными, и социальных аниматоров.

В настоящее время во Франции существует около 160 школ социальной работы, большинство из которых содер­жится частным образом. Только 11 из них имеют обще­ственный или полуобщественный статус. Подавляющее большинство школ предлагает обучение одной специаль­ности. 52 школы готовят помощников социальной служ­бы. Каждую школу посещают от 100 до 200 студентов.

Школа должна представить проект курса, который определяет цели курса и его место в рамках государ­ственной, юридически зафиксированной программы обучения. Курсовая схема описывает задачи курсов и методы овладения профессией. Структура курсов со­держит многообразие форм и дает возможность инно­вациям и экспериментам.

Подразделение социальной работы при Министер­стве социальных дел и национальной солидарности осу­ществляет надзор над школами по всем педагогическим вопросам. Школы в основном финансируются фондами, которые распределяются Министерством социальных дел и национальной солидарности в форме вкладов, рас­пределяемых в соответствии с определенными фактора­ми, такими, как количество студентов и учебный план. В некоторых районах школы получают взносы от мест­ных областных советов или общественных организаций.

Преподавательский состав в школах социальной работы включает в себя постоянный штат и временных преподавателей. Штатные с полной нагрузкой препо­даватели заключают бессрочные контракты и имеют зарплату, которая варьируется соответственно различ­ным уровням, зафиксированным в тарифных контрак­тах. Чтобы не отрываться от практики, штатные препо­даватели работают и в школе, и по мере необходимости в социальной службе; они часто тратят 3/4 своего вре­мени на преподавание и 1/4 на деятельность в области социальной работы. Временные преподаватели посту­пают на работу на ограниченный срок и в качестве заменяющего основного преподавателя, получают по­часовую оплату, установленную Министерством соци­альных дел и национальной солидарности.

В некоторых школах определенные предметы пре­подаются университетскими профессорами, что явля­ется дополнительным видом сотрудничества между профессиональной школой и университетом.

Различные курсы школ социальной работы отлича­ются своим содержанием и продолжительностью. Их сходство заключается в делении на теоретическую часть и практическую подготовку. Период профессиональной подготовки длится:

– 3 года для помощников социальной службы, се­мейных советчиков, социальных аниматоров и специ­альных экспертов обучения;

– 2 года для дошкольных социальных педагогов и персонала детского сада;

– 8 месяцев для женщин-домработниц.

Подготовка к профессиональной деятельности в социальных службах требует приобретения точных знаний в области научных дисциплин, необходимых для работы в социальной сфере, овладения специфически­ми методами каждой из этих дисциплин и анализа об­ласти их практического применения.

Эти требования легли в основу построения курсов, включающих в себя 5 основных предметов:

– структура институтов социальной работы;

– социальная экономика;

– социальная среда;

– отношения между людьми;

– здоровье, гигиена и медико-социальная защита населения.

Центральным предметом обучения является «Тео­рия и практика социальной службы». Это – интегри­рующий курс, который обеспечивает связь между раз­личными предметами.

Студенты считаются официально закончившими полный курс, когда успешно завершают промежуточ­ные курсы, т.е. сдают все экзамены и другие формы отчетности, определяющие уровень и оценку их зна­ний. В завершении курса проходят экзамены на полу­чение государственного диплома. Они включают еди­ный для всей страны письменный тест с одной заданной темой, устный доклад по социальной проблеме, выбран­ной во время практики, и краткое изложение и защиту письменного сообщения. По окончании студенты по­лучают диплом ассистента социальной службы.

Кроме того, в 7 университетах страны может быть выдан второй диплом социального работника, который соответствует диплому аспиранта.

ГЛАВА 15

Наши рекомендации