Связь логопедии с др науками.

К внутрисисте-м относятся связи с педагогикой, судро, тифло, олигофренопе; методиками обу­чения родному языку, математике; с логопедической ритми­кой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся медико-биолол и лингвистич-и науками.

1Естественнонаучной психофизиологической основой лого­педии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение Анохина о функцио­нальных системах, учение о динамической локализации психических функций (Сеченов,Павлов,Лурия) и современное нейропсихол-ое учение о речевой деят-ти.

2Л-я использует знания общей анатомии и физиоло­гии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организа­ции речевого процесса, о строении и функционировании ана­лизаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Речевая функциональная система основывается на деятель­ности многих мозговых структур головного мозга, каждаяиз которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

Лурия выделяет 8 функциональных блока в деятель­ности мозга.

Первый блок включает подкорковые образования. Он обес­печ-т бодрствова-ое состо­яние.

Второй блок включает кору задних отделов больших полу­шарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувствен­ной информации, получаемой из внешнего мира.

В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. В первичных зонах происходит прием чувствен­ной информации от определенных органов чувств. Вторичные зоны осуществляют анализ возбуждений, по­лучаемых первичными зонами. Третичные зоны выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной инфор­мации. На основе их деятельности происходит переход от уровня к оперированию со значения­ми слов.

Третий блок включает кору передних отделов больших, полушарий обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения.

Реч-я дея-ть осущ-ся совместной работой всех блоков.

3Л-я тесно связана с оториноларингологией, невро­патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, пе­диатрией.

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением цнс, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и невропатолога или психоневролога.

4Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагнос­тики и дифференцир-ого коррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.

5Л-я тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению ло­гопедического заключения, является необходимым для раз­работки системы логопедического воздействия.

При изучении речевых нарушений важно определить, ка­кая из операций порождения речевого высказывания наруше­на. В отечественной логопедии используются модели порожде­ния речевого высказывания, разработанные Выготским, Леонтьевым, Рябовой.

Выготский выделял планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь, различая внешний (физи­ческий) и семантический (психологический) планы речи.Леонтьев выделяет операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль (рече­вая интенция) — внутреннее программирование — лексичес­кое развертывание и грамматич-ое конструирование — мо­торная реализация — внешняя речь.

5Логопедия тесно связана с общей и специальной психоло­гией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономер­ности психического развития ребенка, владеть методами пси­холого-педагогического обследования детей разного возраста.

Наши рекомендации