Связь логопедии с др науками.
К внутрисисте-м относятся связи с педагогикой, судро, тифло, олигофренопе; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся медико-биолол и лингвистич-и науками.
1Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (Сеченов,Павлов,Лурия) и современное нейропсихол-ое учение о речевой деят-ти.
2Л-я использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждаяиз которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.
Лурия выделяет 8 функциональных блока в деятельности мозга.
Первый блок включает подкорковые образования. Он обеспеч-т бодрствова-ое состояние.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира.
В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. В первичных зонах происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств. Вторичные зоны осуществляют анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Третичные зоны выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной информации. На основе их деятельности происходит переход от уровня к оперированию со значениями слов.
Третий блок включает кору передних отделов больших, полушарий обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения.
Реч-я дея-ть осущ-ся совместной работой всех блоков.
3Л-я тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением цнс, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и невропатолога или психоневролога.
4Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и дифференцир-ого коррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.
5Л-я тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Выготским, Леонтьевым, Рябовой.
Выготский выделял планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь, различая внешний (физический) и семантический (психологический) планы речи.Леонтьев выделяет операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое развертывание и грамматич-ое конструирование — моторная реализация — внешняя речь.
5Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста.