Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей обучающихся в классе: успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.); отношение к предмету; темп работы; сформированность универсальных учебных умений; общая подготовленность; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным; общая дисциплина.

2. Учет своих индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся; управление восприятием нового учебного материала учащимися; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; наличие умений импровизации; умение пользоваться различными средствами обучения.

3. Соблюдение требований и правил, обеспечивающих успешное проведение урока.

Анализ и самоанализ урока

Существует нескольковидов анализа и самоанализа урока.

Краткий (оценочный) анализ – общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Структурно-временной анализ – оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Системный анализ – рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической цели и одновременного решения воспитательных и развивающих задач урока.

Аспектный анализ – детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся.

Полный анализ– система аспектных анализов, включающая оценку реализации целей и задач урока, содержания и видов учебной деятельности по таким характеристикам, как уровни усвоения знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.

Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности развивающего типа).

Дидактический анализ – анализ основных дидактических требований к уроку (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью школьников и т.п.).

Комбинированный анализ – одновременная оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

Комплексный анализ – одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще системы уроков).

Примерная схема анализа традиционного урока
( С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина)

Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

Роль и место самостоятельной работы на уроке. Использование учебника и средств наглядности, характер вопросов и заданий.

Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными, нагрузка в течение урока.

Домашнее задание. Наличие, целесообразность дидактических задач, объем, характер домашних заданий.

Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

Выводы и предложения.

Педагогический самоанализ традиционного урока
( С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина)

Наши рекомендации