Методика № 7. Изучение предпочтительного типа
Профессии (по Климову Е.А.)
Цель: изучение ориентировочного предпочтения типа будущей специальности на основе самооценки.
Инструкция: прослушайте внимательно каждое утверждение (всего их 30). Если согласны, поставьте знак ”+”; если не согласны, поставьте знак ”-”. Если колеблетесь, подумайте, как чаще всего поступаете в подобной ситуации и поставьте либо ”+”, либо ”-”.
Текст вопросника.
1. Легко (без внутренней напряженности) вступаю в общение с новыми людьми.
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (шить, вязать, чинить и пр.).
3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; окружающие считают, что это мне удается.
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями, животными.
5. Охотно и подолгу могу подсчитывать, вычислять, чертить.
6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими детьми, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то.
7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными, растениями.
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.
11. Охотно читаю о растительном, животном мире.
12. Активно участвую в художественной самодеятельности.
13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов.
14. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами.
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками, младшими детьми.
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
17. Результаты моего художественного творчества одобряют совершенно незнакомые мне люди.
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами – растениями, животными.
19. Обычно, как считают окружающие, мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
20. Почти никогда и ни с кем на спорю, не ссорюсь, не скандалю.
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые мне люди.
22. Без особого труда, легко и быстро усваиваю иностранные слова.
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
24. Подолгу, не уставая могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием, танцами и пр.).
25. Стараюсь повлиять на ход развития растительных, животных организмов.
26. Люблю разбирать в устройстве механизмов, машин, приборов.
27. Мне обычно удается убедить сверстников, младших детей в целесообразности того или иного плана действия.
28. Охотно наблюдая за животными, рассматриваю растения.
29. Охотно читаю научн-популярную литературу, публицистику, рефераты.
30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства, пробую свои силы в живописи, музыке, танцах, пению и т.п.
Обработка результатов.
№ п/п | П | Т | З | Х | Ч |
Интерпретация результатов:в таблицу заносятся только положительные ответы («+»), в соответствии с данными таблицы за них начисляется 1 или 2 балла. Подсчитывается общее количество баллов по каждому профессиональному типу.
Тип профессии по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира:
”П” – ”человек – природа” (полеводы, животноводы, фермеры, агрономы, экологи и пр.);
”Т” – ”человек – техника” (шофер, инженер, слесарь, механик, электрик и пр.);
”З” – ”человек – знаковая система” (бухгалтер, кассир, переводчик, наборщик, машинистка и пр.);
”Х” – ”человек – художественный образ” (певцы, танцоры, артисты, музыканты, художники и пр.);
”Ч” – ”человек – человек” (врачи, педагоги, вожатые, воспитатели, стюардессы, официанты и пр.).
При количестве набранных баллов 6 и выше, тип выбираемых профессий достигает высокого уровня.
При 0-3 баллах – тип профессии не желателен для испытуемого (низкий уровень выраженности).