В чем духовная жизнь похожа на банковскую систему
Один богослов говорил, что когда Бог смотрит на человека, Он смотрит не на него, а внутрь него. Это как человек видит человека, один — другого, а тот — его. Морщинки, например, или какого цвета волосы, какого цвета глаза, какой рост. Бог это тоже видит, потому что Он видит все. Однако, глядя на человека, Он обращает Свой взгляд в некую глубину, которую мы не видим. Бог в глубине видит нашу красоту, которая сохраняется как нераскрытая потенция.
Кто думал до XX века, что расщепленный атом рождает такую жуткую энергию, которой хватит, чтобы расщепить соседний атом, а тот, в свою очередь, расщепляет соседний! Получается управляемый или неуправляемый ядерный процесс, с освобождением ужасающей энергии. Этой энергией либо всех согреешь и накормишь, либо всех уничтожишь.
Человек потенциален. Он такой атом, который нужно расщепить в управляемую сторону. Безусловно, чтобы он знал, куда направить свою энергию, и чтобы он жил, чтобы принимал и отдавал. Принимал ласку, любовь, знания, веру, дружбу, а потом делился этим с людьми. Все это богатство умножается, оно действительно растет.
Вот в чем духовная жизнь похожа на банковскую систему: в том, что нужно отдавать некие капиталы в рост и получать проценты. Евангельские притчи в некоторых местах показывают, как духовная жизнь уподобляется накоплению процентов. Господь так и говорит: «Вот тебе талант серебра, вот тебе три таланта
серебра, вот тебе пять талантов серебра». Потом Он собирает с них прибыль — сто процентов. Тот, кто получил пять талантов, приобрел еще пять талантов. Он принес стопроцентную прибыль!
Тут даже прибыль в пять-десять процентов считается удачной. Стопроцентную прибыль получают торговцы оружием или чем-то запрещенным. Чем нелегальнее торговля, тем больше процент прибыли. А Христос требует максимальной прибыли и хвалит того, кто принес пять талантов. Ясно, что Христу не нужны грехи. Прибыль с грехом пополам Христу не нужна. Однако Он требует максимальной прибыли.
Господь Иисус Христос будет судить человека не только за то, что он сделал хорошего или плохого, а также и за то, что он мог сделать хорошего и не сделал. Человек же своей меры не знает.
Возможно, Господь будет судить человека не только по тому, что он сделал, но и по тому, что мог сделать. Получивший три таланта принес еще три таланта, а получивший один — закопал его. Он боялся, потому что духовная жизнь связана с риском, так же как и бизнес. «Война, ваша светлость, пустая игра. Сегодня — удача, а завтра—дыра!»
Бизнес такое дело, когда прогореть можно за шесть секунд. Вложился и прогорел. Обманули, обокрали, взяли деньги и уехали, не поставили вовремя товары. Это вечный риск. И духовная жизнь — тоже риск. Но Христос требует риска: рискуй, двигайся!
Господь Иисус Христос будет судить человека не только за то, что он сделал хорошего или плохого,
а также и за то, что он мог сделать хорошего и не сделал. Человек же своей меры не знает.
Допустим, Вася мог быть Менделеевым или Ломоносовым, а из него получился только лаборант в средней школе. Хорошо, конечно, что из него не получился серийный убийца. Это тоже большая заслуга. Но он мог стать Менделеевым или Ломоносовым, а получился только лаборант. Обидно!
Петя кому-то чего-то недодал и пожалел себя, Миша не бросился, так сказать, в бой с открытым забралом, пересидел где-то в серьезных вопросах. Может быть такое? Может.
Суд воистину будет страшный, потому что он будет касаться скрытых тайн сердца. Человек хотел сделать, но не сделал или пытался, но не получилось. И Бог будет спрашивать за эти нереализованные попытки. Порой что-то нужно сделать, но человек думает: «Да ладно! Все сидят тихо, и я посижу».
А Господь, может быть, этого человека на другое звал. В жизни нужен риск. Нужна активная жизненная позиция, и нужно стремиться отдавать.
Отдавать — это настоящая радость. В притчах Соломоновых говорится примерно так: «Отпускай хлеб твой по водам, по прошествии времени опять найдешь его». То есть разжимай руку, отпускай. Хлеб действительно потом придет к тебе с избытком. Эта мудрость известна не только библейским людям, это общечеловеческая мудрость.
Существует множество примеров из народных сказок. В одной из них говорится о человеке, который идет на тяжелое задание. Потерял Иван-царевич Василису Прекрасную, а теперь ему нужно ее вернуть. Это очень тяжело. Железные сапоги истоптать, железную шапку сносить, Кощея найти и убить, чтобы вернуть свою любовь.
Вот идет Иван-царевич по лесу, кручинится, печалится: как ему любовь свою найти! Видит: стоит какая- то яблоня. Он хочет сломать ветку, а она говорит: «Не ломай меня, я тебе пригожусь. Ты лучше яблочки оборви, а то мне тяжело стоять». Он обрывает яблочки, она вздыхает с облегчением: «Спасибо тебе! Встретимся еще».
Он дальше идет, а на пути печь стоит и говорит: «Затопи меня, пирожок съешь!» Иван-царевич говорит: «Спасибо!» — и печь топит, и пирожок съедает. Дальше идет, видит — заяц какой-нибудь попал в капкан или в силки. Заяц просит царевича: «Освободи меня, я тебе пригожусь!» Иван отвечает: «А чем ты мне пригодишься, косой?» — но освобождает его. И потом все эти яблони, печки, зайцы приходят ему на помощь. Здесь заключена великая мудрость!
И в этой древней мудрости есть еще момент: на муравья без нужды не наступай, потому что и он тебе пригодится. Потом найдешь его в нужное время. Это значит: отпускай свое добро по водам, оно потом обязательно в концентрированном виде, в различных формах вернется к тебе.