Из истории зарождения фанатского движения
Circa moralia sunt in mente
(«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением» – Аристотель)
Некий прообраз фанатизма в сфере спорта можно обнаружить в V-VII веках в Константинополе. Тогда в столице Византии на ипподроме были популярны конные скачки на колесницах. Устроители состязаний делились на 4 факции: 1) «голубые» (венеты); 2) «зелёные» (прасины); 3) «красные» (русии); 4) «белые» (левки). К каждой «факции» примыкали имеющие к ним отношение группы болельщиков («димы»).
В «димах» была своя военная организация, казна, здания, имущество, штат артистов и служащих. Были свои отряды «стасиотов» – вооружённые болельщики из молодежи, занимавшейся в различных военно-спортивных секциях (стрельба из лука, метание копья и др.). Они были очень агрессивны, поэтому им не разрешалось открытое ношение оружия. Недаром древние говорили: «Solae faciunt virtutes beatum» («Гнев часто бывает несправедливым»).
В народной культуре многих европейских и азиатских этносов существовала традиция молодежных территориальных объединений. Подростки, юноши и молодые мужчины объединялись, чтобы вместе заниматься физическими упражнениями, а также с целью защиты своей деревни (аула, аила, кишлака) или городского района (махалли). Чтобы попасть в такую компанию, нужно проявить удаль и отвагу. Так, у гуцулов и бойков в Карпатах для поступления в объединение надо было встретиться с диким зверем и победить его. Гуцульский «ватаг» (главный пастух) набирал в пастухи парней с твердым характером, с достоинством, нравственным поведением и честностью. У словацких крестьян частью приема юноши в «мужскую компанию» был «запас» – борцовский поединок с взрослым мужчиной.
Следует отметить и негативные стороны «деятельности» этих объединений. Часто их контакты с враждующими союзами превращались в жестокие побоища. «Выяснение отношений» с помощью палок, дубин, камней, кнутов, ремней нередко заканчивалось увечьями и смертельными исходами. В Молдавии сколачивались компании юношей («кэлушаров»), которые искали повода для палочной драки с молодежью соседских селений, в результате которой побежденные поступали в подчинение победителей на 9 лет. Русские и украинские дети, подростки и юноши устраивали каменные драки «улица на улицу». Победителем считался тот, кто загонял соперников в дома. Еще большую опасность представляли собой драки с ножом (например, «пууккотаппелу» – у финнов, «навахеро» – у испанцев).
Фанатское движение футбольных болельщиков зародилось в Англии. Здесь еще в ХIII в. мячом из бычьего мочевого пузыря играли деревня на деревню. Правил и ворот не существовало, игра зачастую напоминала массовую драку. В это же время зрители из противоборствующих селений выясняли свои отношения также с помощью кулаков. Недаром игры в мяч запрещались королевскими указами (Эдуард II - 1314 г.; Эдуард III - 1331 г.; Ричард II - 1388 г.; Генрих IV - 1401 г.; Генрих V - 1415 г.; Яков V - 1471 г.).
Именно в Англии сформировались футбольные фанаты в современном виде с активным посещением домашних матчей любимой команды, с ежегодным совершением нескольких выездов в другие города. В 60-х годах прошлого века там сложилась определенная субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, единая манера поведения, общность интересов и т.д. В 1963 г. в Англии была отменена обязательная воинская служба. Молодые люди, получившие свободу и массу свободного времени, пополнили ряды футбольных фанатов, в том числе – футбольных хулиганов. Беспорядки на матчах и до этого были обычным явлением, но сейчас они получили новый импульс развития, что привело к небывалому насилию в английском околофутбольном мире с масштабными драками между фанатами разных команд, нередко с использованием холодного оружия. В 1985 году на матче английского «Ливерпуля» с «Ювентусом» (Турин – Италия) по вине английских фанатов погибло 39 болельщиков из Италии. По решению UEFA английские клубы на 5 лет были отстранены от еврокубков.
После этого руководством страны и национального футбола были предприняты настолько решительные и радикальные меры, что в наше время на английские стадионы можно ходить семьей, с маленькими детьми и наслаждаться футболом как таковым.
В Советском Союзе о существовании футбольного фан-движения можно говорить с 70-х годов ХХ в., когда появились первые фан-группы, постоянно совершающие выезды на матчи и культивировавшие специфическое поведение на стадионе. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие соответствующие атрибуты субкультуры. Тем не менее фан-движение не приобрело массового характера в силу сильного сопротивления со стороны укоренившейся культуры общества, которая не принимала отклонений от традиционных ценностей. Фан-движение численно не превышало нескольких сотен человек, сосредоточившись в основном в таких городах, как Москва, Ленинград, Киев.
Фан-движение стало расширяться после распада СССР. Когда произошел переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому, общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик. Кроме того, бурному развитию фан-движения способствовала информационная открытость России. По мере демократизации общества стало больше информации о фан-движении в других странах, появилась возможность контактов с иностранными фанатами.