Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Ситуационные задачи
Задача № 1
В отдел социальной защиты обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Задача № 2
14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1. Назовите основные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социально-педагогической работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
Задача № 3
Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.
1. Определите социальную проблему.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.
3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?
4. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Задача № 4
Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.
1. Куда может обратиться женщина с сыном?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
2. Какова роль специалиста социальной работы?
3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Задача № 5
Мальчик 10-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством.
1. Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.
3. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?
4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Задача № 6
Женщина, воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.
1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем детей и семьи.
3. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.
4. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?
Темы контрольных работ
1. Методика и технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье. Формы устройства ребенка на воспитание в семье.
2. Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав.
3. Технологии социально-педагогической защиты имущественных прав несовершеннолетних.
4. Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей.
5. Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на образование.
6. Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на охрану здоровья.
7. Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на развитие способностей.
8. Нормативно-правовые основания социально-педагогической деятельности.
9. Деятельность по социальной защите в условиях образовательных учреждений.
10. Роль социальных служб по обеспечению социально-правовой защиты детей.
11. Функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
12. Задачи и содержание деятельности ювенальной юстиции.
13. Право ребенка иметь семью и его обеспечение в деятельности социального педагога.
14. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
15. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
16. Методика лишения и ограничения родителей родительских прав.
17. Право ребенка на образование и его обеспечение в деятельности социального педагога.
18. Деятельность социального педагога по обеспечению права ребенка на развитие способностей.
19. Охрана и защита имущественных прав несовершеннолетних.
20. Нормативно-правовые основы разрешения споров о воспитании детей.
21. Задачи социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья.
22. Валеологическая деятельность социального педагога.
23. Требования и особенности к трудоустройству несовершеннолетних.
24. Роль социального педагога в процессе передачи ребенка в приемную семью и на патронат.
25. Профилактическая работа социального педагога по реализации права детей на охрану здоровья.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) Основная литература:
1. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб.пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Соц. работа"/В.М. Васильчиков.- М.:Академия,2010 .-336с.
2. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб.пособ. для использ. в учеб. процессе образ. учрежд., реализ. программы НПО/М.Н. Гуслова.-М.:Академия, 2010.
3. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. -Ростов-на-Дону:Феникс, 2011.-282с.
4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2010.
б) Дополнительная литература:
1. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учеб.пособ. для студ.учрежд.сред.проф. образ. -М.: Мастерство: Высшая школа,2001.-186с.
2. Сборник нормативных правовых актов о социальной защите семьи, материнства и детства/Гос. Собрание- Курултай РБ.-Уфа:Диалог,2008.-358с.
3. Сигида Е.А., Бабкин Н.И., Беззубик К.В., Лукьянова И.Е. Содержание и методика социальной работы. – М., 2005.
4. Социальная педагогика/ Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
5. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.
6. Ахмадеев А.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое и справочное пособие. – Уфа, 2003.
7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
10. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. – М.: Владос-пресс, 2008. – 399 с.
11. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
12. Федорова М.Ю. Образовательное право. – М: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.
13. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.А. Мардахаева. - М., 2002.
14. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005.
15. Никитина Н.И.. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.
16. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом:Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика"/Т.Н. Поддубная .-М. :Академия, 2008.-318с.
17. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ.-Ростов н-Д: Феникс, 2005.-473 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Груздев В.В. Гражданско-правовая защита имущественных интересов личности.-"Юстицинформ".- 2012.- 192 стр. http://e.lanbook.com/
5. Груздев В.В. Гражданско-правовая защита имущественных интересов личности. Книга вторая: отдельные аспекты защиты• "Юстицинформ".- 2014.- 206 стр. http://e.lanbook.com/
6. Курбатов А.Я. Защита прав и законных интересов в условиях модернизации правовой системы россии.- «Юстицинформ».- 2013.- 172 стр. http://e.lanbook.com/
7. Якушев А.В. Социальная защита и социальная работа. Конспект лекций.-"А-Приор".- 2010.- 144 стр. http://e.lanbook.com/
8. Филиппова А.Г. Общественные организации и социальная защита детства: Монография• - РГПУ им. А.И.Герцена (Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена).- 2011.- 129 стр. http://e.lanbook.com/
9. Мартынова Т.Н. Современное состояние и перспективы развития системы социальной защиты семьи• Издательство КемГУ (Кемеровский государственный университет).- 2009.- 83 стр. http://e.lanbook.com/
10. Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение.- "Юстицинформ"Издательство.- 2014.- 140 стр. http://e.lanbook.com/