Количественное исследование
Нужно в первую очередь проработать то, какими могут быть причины. Систематизировать, а то и классифицировать их по научной принадлежности. Во вторую очередь – определить что будет пониматься под конфликтами и систематизировать их (ругань, драки, борьба за…). Составляется понятийный аппарат исследования, где объектом являются конфликты, а предметом – причины, их вызывающие, целью – определение важнейших причин конфликтов. Выдвигается гипотеза, которая формулируется после изучения в литературе возможных причин и эмпирической интерпретации понятий. Например, такой гипотезой может быть: основными причинами конфликтов является борьба за любовь и внимание родителей (или «получить больше внимания родителей»). Если исследователем причины систематизированы на определенном основании: социально-психологические (борьба за внимание родителей, отвовевывание пространства, желание доминировать и пр.), ситуативные (сталкивание лбами в получении чего-то, возможность получить преимущества и пр.), возможны иные формулировки гипотезы. Например: у старших девочек в конфликте основными причинами являются социально-психологические, а для младших – ситуативные причины. Для доказательства гипотезы необходимо констатирующее изучение с заранее проработанной фиксацией причин по их частоте, нужна статистически значимая выборка исследуемых, тщательные замеры количественных проявлений конфликта. Желательно предусмотреть дополнительные факторы, например, частые причины конфликтов в тех семьях, в которых у родителей разный уровень образования, разный возрастной разрыв девочек, разные условия проживания (девочки живут в одной комнате или у каждой есть своя комната) и т.п. Такой план дает возможность провести корреляционное исследование, выявляющее связи между причинами и другими переменными: с частотой и характером конфликтов, с уровнем образования родителей, условиями проживания и др. Возможен здесь и эксперимент, когда создается та или иная ситуация и наблюдается возникает ли конфликт (не забывать об этике исследования!) или факторный квазиэксперимент, в котором измеряется факторный вес таких независимых переменных, как образование родителей, условия проживания, возрастной разрыв и т.п. Далее разрабатываются протоколы наблюдений, опросники, планы эксперимента и т.п. – в соответствии с избранным методом. Полученный в исследовании материал подвергается количественной обработке, устанавливается то, какие причины конфликтов являются основными и делается вывод об истинности выдвинутой гипотезы.
Качественное исследование
Как и в количественном исследовании, нужно в первую очередь предварительно проработать то, какими могут быть причины, попытаться провести первую их систематизацию и классификацию. После этого определяются методы исследования. Для данного случая больше всего подходят глубинное интервью и наблюдение. Разрабатываются основные вопросы интервью и разбиваются на смысловые категории (причины в описании каждой из девочек; чего каждая из них хотела достичь в конфликте; любит ли каждая их них сестру; каково отношение к ней родителей по мнению каждой из девочек и т.п.), параметры наблюдений («вспышка», длительность, поведение в конфликте, завершение конфликта). После этого производятся пилотные наблюдения и интервью, формулируются первые гипотезы о причинах конфликтов, уточняются смысловые категории интервью, параметры наблюдений и проводится вторая серия исследования. Такие серии проводятся до тех пор, когда начинают наблюдаться одни и те же причины конфликтов. Материал обобщается и интерпретируется с позиций принятой классификации. Нужны подробные рассуждения о том, чем обусловлены именно такие причины конфликта, в чем психологические основы конфликтного поведения каждой из девочек и пр.