Индивидуальные предприниматели. 5 страница

2. В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.

Издание локальных нормативных актов (правотворчество) образовательной организации представляет собой деятельность органов управления образовательной организации по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы. Следует отметить, что в данном случае образовательной организации, обладающей свойством автономии, предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это компетенция образовательной организации.

3. В ч. 2 комментируемой статьи представлен примерный перечень вопросов, по которым образовательные организации вправе принимать правовые акты, не боясь претендовать на компетенцию иного органа. Итак, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регламентирующие:

1) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;

2) правила приема обучающихся;

3) режим занятий обучающихся;

4) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

5) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

6) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

4. В соответствии с нормами ч. 3 комментируемой статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Тем самым комментируемая статья содержит юридические гарантии права на участие в управлении образовательной организацией для перечисленных лиц.

5. Как представляется, нормы ч. 4 комментируемой статьи содержат весьма значимую информацию, разъясняющую правила действия и применения норм локальных правовых актов образовательных организаций. В частности, комментируемая норма устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. Таким образом, вполне очевидно, что презумпция об автономии образовательной организации не должна приводить к вседозволенности в условиях реального оказания образовательных услуг.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Комментарий к статье 31

1. Помимо образовательных организаций, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, образовательную деятельность вправе осуществлять иные организации. Организация, осуществляющая обучение, - это юридическое лицо, осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии наряду с основной деятельностью в качестве дополнительного вида деятельности. Образовательная деятельность такими организациями осуществляется в рамках, ограниченных комментируемой статьей. Несмотря на то что рассматриваемые организации не являются образовательными, согласно ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона на них, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

2. К организациям, осуществляющим обучение, относятся следующие организации:

1) научные организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научная организация вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения.

Научная организация может осуществлять сотрудничество с образовательными организациями высшего образования и координацию своей деятельности и деятельности таких образовательных организаций, в том числе на основе договоров, путем создания объединений научных организаций и образовательных организаций высшего образования в форме ассоциаций или союзов. Деятельность научной организации, в том числе по осуществлению ей образовательной деятельности, регулируется Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 155.1 СК РФ перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов РФ и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством РФ. На сегодняшний день данные нормативные акты, в том числе порядок осуществления организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательной деятельности, не приняты. До дня вступления в силу нормативных правовых актов Правительства РФ, предусмотренных ст. 155.1 СК РФ, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ, внесшего соответствующие изменения в СК РФ.

В связи с поступающими обращениями по вопросу осуществления деятельности образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 г. комментируемого Закона, Минобрнауки РФ направило письмо от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 "Об организациях для детей-сирот", посвященное возникающим вопросам.

В частности, разъяснено, что организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного осуществляемого ей вида деятельности. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; к медицинской - если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, - если будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). При этом в соответствии со ст. 108 комментируемого Закона организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 г. переименованы в общеобразовательные организации. В остальных случаях в отношении каждой организации для детей-сирот, относимой согласно ранее действовавшему законодательству к образовательным организациям, учредитель должен принять решение индивидуально с учетом региональных особенностей, например возможности организовать обучение контингента соответствующей организации в иных близлежащих образовательных организациях. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов РФ должны до 1 января 2016 г.:

- определить основной вид деятельности организаций для детей-сирот;

- привести наименования и уставы организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям, в соответствие с комментируемым Законом;

3) организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. К данным организациям относятся:

- медицинские организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии;

- санаторно-курортные организации - юридические лица, осуществляющие санаторно-курортную деятельность;

- организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

Образовательная деятельность осуществляется данными организациями в целях предоставления находящимся на лечении, оздоровлении или отдыхе детям во внеканикулярное время достаточного уровня знаний, обеспечивающего комфортную адаптацию такого ребенка к учебному процессу после длительного перерыва, связанного с таким лечением (отдыхом). Кроме того, организации отдыха детей, предоставляющие услуги, как правило, в каникулярное время, могут осуществлять услуги дополнительного образования (художественной, спортивной и иной направленности). Профессиональное обучение проводится в отношении студентов медицинских образовательных организаций по соглашению с такими организациями;

4) организации, осуществляющие социальное обслуживание. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Закон вступает в силу с 1 января 2015 г.).

Организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения;

5) иные юридические лица. К иным юридическим лицам можно отнести любые иные коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие различные услуги, образовательная деятельность для которых является дополнительной (чаще такая деятельность осуществляется для обучения своих сотрудников по программам профессионального обучения); детские подростковые организации, которые наряду с основной деятельностью вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (сокращенно - загранучреждения Министерства иностранных дел РФ) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 88).

3. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Комментарий к статье 32

1. Согласно ст. 2 комментируемого Закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Согласно ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона на индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые заняты у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций и педагогических работников этих организаций.

Статья 23 ГК РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, регламентированном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, в рамках комментируемой статьи образовательную деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, можно рассматривать как предпринимательскую деятельность. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Образовательная деятельность осуществляется индивидуальными предпринимателями с учетом некоторых особенностей и с соблюдением положений, регламентированных комментируемым Законом. Они могут осуществлять ее непосредственно сами или с привлечением педагогических работников.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, осуществляется в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Инспекция Федеральной налоговой службы, осуществляющая в соответствии с полномочиями, закрепленными Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы", государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ее территориальный орган), уведомляет орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные ему полномочия РФ в сфере образования (например, министерство образования субъекта РФ), о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

1) если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

2) если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Также не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ, в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 285 "Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям". В него включены, в частности, следующие виды предпринимательской деятельности:

- деятельность молодежных туристских лагерей и горных туристских баз (ОКВЭД 55.21);

- деятельность детских лагерей на время каникул (ОКВЭД 55.23.1);

- дошкольное и начальное общее образование (ОКВЭД 80.1);

- основное общее и среднее (полное) общее образование (ОКВЭД 80.21);

- начальное профессиональное образование (ОКВЭД 80.22.1);

- обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОКВЭД 80.22.21);

- обучение на подготовительных курсах для поступления в образовательные учреждения профессионального среднего образования (ОКВЭД 80.22.23);

- обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах и в др.) (ОКВЭД 80.30.1);

- обучение на подготовительных курсах для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования (ОКВЭД 80.30.4);

- прочая деятельность в области культуры (ОКВЭД 92.5);

- деятельность в области спорта (ОКВЭД 92.6);

- прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 92.72);

- физкультурно-оздоровительная деятельность (ОКВЭД 93.04).

Для целей государственной регистрации индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД ОК 029-2001 (Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД"). Если в поступивших для государственной регистрации документах сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007, регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации (письма ФНС России от 11 июля 2008 г. N ЧД-6-6/488 и от 25 сентября 2008 г. N ЧД-6-6/671).

Для установления факта судимости или уголовного преследования с документами, представляемыми для государственной регистрации, прилагается справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

3. В соответствии с комментируемой статьей индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность до начала оказания платных образовательных услуг, обязан предоставить обучающемуся и (или) родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующую информацию:

- о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- об уровне своего профессионального образования;

- об общем стаже педагогической работы;

- о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;

- в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников - об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы;

- при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников - информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности (если предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно, без привлечения наемных работников, лицензирование образовательной деятельности не требуется).

4. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Из этого следует, что они не имеют права осуществлять образовательную деятельность по профессиональным программам (основным и дополнительным).

Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

Статья 33. Обучающиеся

Комментарий к статье 33

1. Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Правовой статус обучающегося определен конституционными, гражданско-правовыми нормами и нормами комментируемого Закона. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Таким образом, Основным Законом, с одной стороны, закреплено право на образование, а другой, - обязанность получить основное общее образование.

Порядок реализации прав и исполнения обязанностей физическим лицом регламентируется ГК РФ. Статья 17 ГК РФ устанавливает, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До этого времени от имени несовершеннолетнего выступают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Особенности правового статуса обучающегося определяются в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации. На этом основании обучающиеся подразделяются следующим образом:

1) лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, а также лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации, являются воспитанниками соответствующей образовательной организации. К ним относятся малолетние и несовершеннолетние дети, интересы которых представляют родители (опекуны, попечители) и сами образовательные организации, в которых пребывает воспитанник;

2) лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительные общеобразовательные программы, являются учащимися. В силу несовершеннолетнего возраста учащихся их права и интересы защищают законные представители. Кроме того, на законных представителях учащихся, осваивающих программу основного общего образования, лежит ответственность за получение несовершеннолетним такого образования;

3) лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, называются студентами (в учебных заведениях военной направленности - курсантами). Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются Минобрнауки РФ.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета":

- государственная академическая стипендия назначается студентам, у которых отсутствуют академическая задолженность и оценки "удовлетворительно" по итогам промежуточной аттестации;

- государственная социальная стипендия назначается студентам, относящимся к определенным комментируемым Законом категориям либо имеющим право на получение мер социальной помощи;

4) лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров, являются аспирантами. Аспирантам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначаются государственные стипендии в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством РФ порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук;

Наши рекомендации