Интеллектуальные и творческие способности
Еще во времена Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Китая особое значение придавалось двум типам интеллектуальных способностей: способностям к литературному творчеству и логическому мышлению. В настоящее время способности рассматриваются как индивидуальные характеристики человека, определяющие легкость и успешность выполнения соответствующей деятельности. Естественно, возникает вопрос, почему один человек легко достигает того, на что другой тратит массу усилий, слез и времени? Что лежит в основе такого качества человеческой личности, как способность?
Р и с. 40. Причудливое взаимодействие наследственных и социальных факторов дает индивидуальную картину способностей человеческой личности
Выраженность способности определяется комбинацией двух факторов — социального воспитания и наследственности (рис. 40). В своей книге «Гений и наследственность» Френсис Гальтон привел результаты анализа биографий 977 выдающихся людей из 3000 семей и сделал вывод, что «на каждые десять знаменитых людей, которые вообще имеют знаменитых родственников, братьев и пять или шесть выдающихся сыновей». Интересной иллюстрацией этого вывода о личности важности наследственного фактора в происхождении способностей является и сам Гальтон, который был двоюродным братом двух великих людей — основателя эволюционной теории Чарльза Дарвина и К. Пирсона, разработавшего (для анализа проблемы способностей) основы современного корреляционного анализа.
С другой стороны, роль факторов, обусловленных культурной средой, воспитанием и обучением, для формирования способностей человека очевидна (хотя бы исходя из многочисленных примеров детей с судьбой Маугли). Вопрос заключается в соотношении внутренних (наследственных) и внешних (культурных) факторов в процессе обучения. По данным тестирования населения США и Японии, проводившегося в 1982 г., прослеживается явное влияние на значение коэффициента интеллекта даже таких общих факторов среды, как улучшение питания населения, наличие продвинутой урбанизации, переход от феодальных к социально развитым отношениям.
В свое время Дж. Локк говорил, что девять из десяти человек обязаны своими способностями воспитанию и что различия между людьми определяются в основном их воспитанием. На сегодняшний день данная мысль должна, по-видимому, получить некоторое «симметричное» дополнение. При всем сказанном девять из десяти человек обязаны своими способностями наследственным факторам.
Исходя из сказанного, естественно возникает вопрос о путях и способах измерения способностей, т. е. о методах современного тестирования. Одним из основателей современной системы интеллектуального тестирования является сэр Френсис Гальтон (1882—1911), поставивший цель охватить «измерением и числом операции ума». Гальтон ввел в психологию современное содержание понятия теста и предложил способ количественного шкалирования измерений.
В современной жизни измерение уровня интеллектуальных способностей находит достаточно широкое применение. На основании тестирования делаются прогнозы уровня развития интеллекта, пригодности человека к профессиональной деятельности и к дальнейшему обучению. Сложность ситуации при этом связана с неясностью того, что называется интеллектом и интеллектуальными способностями. Такого рода парадокс не является чем-то необычным. Нам постоянно приходится пользоваться приборами, о принципах (и тем более механизмах) работы которых мы не знаем почти ничего.
Известный психолог Дж. Айзенк пишет, что «тесты интеллекта не основаны на очень строгих научных принципах и среди специалистов нет общего согласия относительно природы интеллекта» (1, 5—25). Тем не менее интеллектуальным тестированием как инструментом психология пользуется успешно. В современной психологии упрочился именно измерительный подход к выявлению и оценке выраженности способностей. Внешне парадоксально, но четко этот подход прозвучал в формулировке одного из основателей психологического тестирования А. Бине, который еще на грани XIX и XX вв. сказал, что «интеллект — это то, что измеряют тесты на интеллект».
Широкое использование измерительного подхода ставит вопрос об адекватности, т. е. валидности, теста. Валидность, или пригодность, определяет, насколько тест отражает то свойство, для измерения которого он предназначен. Валидность теста оценивается путем измерения корреляции его результатов с другими независимыми способами определения данного свойства. Например, валидность теста интеллектуальных способностей определяется корреляцией результатов тестирования и успешностью выполнения соответствующей профессиональной деятельности (оценками экспертов, реальными результатами труда, показателями успеваемости и пр.).
Р и с. 41. Принцип современного тестирования — измерение предрасположенности человека к различным видам деятельности на основании косвенных оценок. Проведение прямых испытаний затруднено, так как человек, как правило, еще не учился данной специальности. Получение косвенных оценок предпочтительно и реально
Сами тесты (от лат. testa — ваза из глины, в которой алхимики проводили свои опыты) представляют собой наборы относительно кратких задач, вопросов или других заданий, которые испытуемый должен решить в условиях дефицита времени (рис. 41).
Глава 3