Методические указания к семинарам

Самостоятельная подготовка студентов к семинарским занятиям является одной из составных частей системы подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В процессе самоподготовки у студентов формируются навыки по выявлению источников информации, их систематизации, анализа, обобщения и предоставления полученного материала в различных формах.

При изучении курса «Научно-методические службы библиотек и их консультационно-методическая деятельность» студентам необходимо ознакомиться и проанализировать большой массив основной и дополнительной литературы предлагаемой для подготовки к семинарам. Ответы на вопросы должны быть представлены в письменной форме в виде конспектов и/или тезисов. Возможно предоставление ответов в виде творческих работ: написание эссе и разработка текстов лекций, разработка учебных проектов и программ, написание рефератов и докладов по вопросам семинара.

Для проверки уровня знаний студентов сочетаются как традиционные формы проведения семинарских занятий, включающие в себя устные и письменные ответы на поставленные вопросы, и такие формы работы как «мозговой штурм», «деловая игра», «ситуационный практикум».

Необходимо учитывать тот факт, что данный курс читается для студентов имеющих среднее специальное образование (МГБК). Таким образом, студент должен при ответе приводить примеры не только данные в рекомендуемой литературе, но также примеры из личного опыта, профессиональной деятельности. Должен уметь моделировать проблемные ситуации и предлагать свои решения по их урегулированию. Ответ должен быть логически структурирован, и содержать наиболее существенные положение и факты.

Студенты активно участвующие в семинарских занятиях имеют возможность получение дополнительных баллов в соответствии с рейтинговой системой при сдаче зачета и/или экзамена по данному курсу.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема семинаров Количество часов
Методическая деятельность библиотек в контексте развития библиотечного дела
Библиотечное законодательство в системе методического обеспечения библиотечной деятельности
Аналитическая деятельность научно–методической службы
Консультационно–методическая деятельность научно–методических служб как фактор совершенствования библиотечной практики
Повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров
Научно–методические службы библиотек и организация их работы
Научно–методическая поддержка инновационной деятельности библиотек
Методическое обеспечение библиографической деятельности
Методическое обеспечение краеведческой деятельности
Виртуальные научно–методические службы библиотек: современное состояние и перспективы развития
  Всего

Семинар № 1

Тема: Методическая деятельность библиотек в контексте развития библиотечного дела – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Научно–методическая работа как сущностная составляющая деятельности научно–методических служб: принципы, цели, задачи, ключевые элементы.

2. Принципы и функции методического обеспечения деятельности библиотек.

3. Значение и роль научно–методической работы в совершенствовании деятельности библиотек.

4. Основные направления методического обеспечения деятельности библиотек.

Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение по теме «Взаимосвязь научно–исследовательской и научно–методической деятельности библиотек».

Подготовить презентацию по теме «Методическая деятельность публичных библиотек на современном этапе развития библиотечного дела».

Литература:

Основная:

1. Басов, С. Проблемы и перспективы перестройки методической работы: взгляд из 1988 года / Сергей Басов // Библиотечное дело. – 2010.– № 11. – C. 2–7.

2. Бачалдин, Б. Н. Менеджмент в научно–методической работе: в помощь библиотекарю / Б. Н. Бачалдин, Л. М. Инькова. – Москва : Рос. гос. б–ка, 1993. – С. 12-28.

3. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности : учеб. пособие / А.Н. Ванеев. – Москва : Профиздат, 2000. – С. 3-24.

4. Дрешер, Ю. Н. К вопросу о приоритетах в деятельности методической службы / Ю. Н. Дрешер, Т. Н. Ключенко // Научные и технические библиотеки .– 2001.–№ 1. – С. 94–100.

5. Матлина, С. Г. Новые вывески и старые смыслы : попытка методологического осмысления / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2010. – №11. – С. 8–15.

Дополнительная:

1. Авраева, Ю. Б. Методическая деятельность библиотек : традиции и инновации / Ю. Авраева, Э. Очирова // Библиотечное дело – XXI век. – 2003. – Вып. 2 (6). – С. 272–286.

2. Гусева, Е. Н. Успешное инновационное развитие: научно–методические подходы / Е.Н. Гусева // Библиотечное дело XXI век. – 2009. – Вып. 2. – С. 35–52.

3. Дергилева, Т. В. Научно–методическая работа центральных библиотек: организация и приоритетные направления / Т. В. Дергилева.– Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – С. 6-13.

4. Кормишина, Г. М. О сущности и роли методической деятельности / Г. М. Кормишина // Библиотековедение. – 1998. - № 1. – С. 71–76.

5. Соболевская, О.А. Основные направления работы епархиальной

библиотеки как методического центра / О.А. Соболевская. – Режим доступа://www.sobor.by/Osnovnye_napravlenija_raboty_eparhialnoj_biblioteki.htm. – Дата доступа: 14.03.2014.

6. Суслова, И. М. Методическая работа в поисках будущего / И. М. Суслова // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 36–38.7.

7. Юрьева, Т. Ю. Методическое обеспечение библиотек / Т. Ю. Юрьева // Научные и технические библиотеки.– 2000 .–№ 8.– С. 9–20.

Семинар № 2

Наши рекомендации