Отношения в системе обучения и воспитания детей
Давайте для начала вспомним тех людей, с которыми у вас сложились добрые отношения. Много ли их? Увы. . . Разве это не удивительно, что среди такого множества людей, окружающих вас, вы нередко чувствуете себя одиноко, не зная, кому можно довериться, кто поймет и не осудит, а придет на помощь.
А теперь поставим вопрос иначе: ко многим ли родным и близким вы относитесь так, как хотите, чтобы относились к вам? Видимо, тоже нет. Почему? Причин тому много, но наиболее типичной является обособленность людей, нежелание брать на себя чужие проблемы.
Все чаще мы говорим о душевной черствости уже даже к родителям. Можно ли изменить это положение? Да, если будем уделять этой проблеме больше внимания с самого раннего детства.
Отношения людей складываются, как правило, в конкретной деятельности. Вид деятельности, ее содержание и объем предполагают наличие определенных отношений между ее участниками: отношение к результатам труда и принципам оплаты, к коллегам и руководству, к другим людям и т. д. От характера сложившихся отношений зависит общее эмоциональное самочувствие каждого участника деятельности.
Доминирующими среди многообразия отношений являютсянравственные.Именно они составляют специфический аспект всех отношений - деловых, личных, семейных и т. д.
Ни в одной профессии личность человека не имеет такого решающего значения, как в профессии педагога. Ра-
124
бота воспитателя, учителя требует не только специальных знаний и умений, но и особых отношений со своими воспитанниками.
Жизнь постоянно ставит множество сложных проблем и задач перед современным педагогом, предъявляя все более высокие требования к его общей культуре, личностным качествам. Особую значимость в работе педагога имеет умение правильно строить свои отношения с детским коллективом, родителями, каждым ребенком в отдельности.Здесь нельзя уповать на авось, на такую грозную силу в руках учителя, как «двойка», вызов родителей и т. п. Опасно исходить из предположения, что вас будут слушаться безоговорочно в детском саду и начальной школе, верить в то, что будут любить лишь потому, что вы учитель. Нет, подобные надежды всего лишь иллюзии. Начнем с того, что не дети вас, а вы их прежде всего должны любить и уметь находить с воспитанниками общий язык, иметь добрые отношения. У опытных педагогов они устанавливаются не на день или месяцы, и даже не на годы, а на всю жизнь.
И где бы ни бывали мы, Тебя не забывали мы, Как мать не забывают сыновья. Ты юность наша вечная, Простая и сердечная, Учительница первая моя.
Так поется в песне, поется учителю, но, увы, не каждому. В чем же специфика педагогических отношений? Включение детей в новый вид деятельности - учение -предполагает качественное изменение всей жизни малыша. Успехи ребенка в школе в огромной мере зависят от личности учителя, его взглядов и убеждений, уровня мастерства, характера тех отношений, которые складываются между педагогом и воспитанниками.
Нередко, говоря о результатах учебно-воспитательной работы школы, администрация, учителя акцентируют внимание на результатах практической деятельности детей, процентах успеваемости. Вместе с тем родители, да и сами учителя все чаще отмечают, что школьники бывают нередко грубы, эгоистичны, неуживчивы в детском коллективе, недостаточно воспитанны именно в нравственном отношении.
В школьной практике проблема отношений нередко понимается, особенно начинающими учителями, как со-
отношение власти и подчинения: «Я сказала, а ты делай», «Я послала, а ты бегом», «Сказала молчать, значит, все закрыли рты» и т. п. Верно ли это? Конечно, нет. Для малышей авторитет педагога и так велик. Его слова, поступки, даже форма замечаний воспроизводятся детьми с величайшей точностью, когда они играют между собой «в школу». Учителю верят на слово. «Так велела учительница» - писать, читать, помогать бабушке, хорошо относиться к животным и т. д.
В детском саду, в начальной школе очень быстро формируется авторитет педагога, основанный на власти. И только мало просвещенному человеку может показаться, что работать учителем начальных классов или воспитателем детского сада легко и просто: учитель посмотрел строго - тишина; потребовал - и все работают. Но это лишь кажущееся внешнее благополучие. Дети еще не самостоятельны, они только исполнители разумной воли учителя. Нередко приход в класс нового педагога вдруг «раскрывает», что дети неорганизованны, недружны, что у них не воспитаны нравственные отношения к учению, друг к другу, что они понимают только силу. Часто подобные «открытия» происходят при переходе учащихся в следующую возрастную группу.
Вот почему начинающим учителям следует особо обращать внимание навоспитание отношения детей к знаниям, к родителям, к Родине.Чтобы дети учились не ради отметки, а радовались полученным знаниям, необходима целенаправленная и систематическая работа как с детским коллективом, так и с каждым отдельным ребенком. Пытливость и любознательность, свойственные малышам с их вечными и бесконечными «почему?», с годами должны не исчезнуть, а, напротив, развиваться благодаря поощрению учителя в творческом поиске.
Чем бы ни занимался педагог с детьми, он в той или иной мере формирует их нравственный опыт, нравственные отношения к учению, к людям. В отношениях учителя со школьниками должна доминировать не угроза, а доверие к детям, доброжелательность, радость общения. Однако, как показывает педагогическая практика, у каждого учителя с воспитанниками устанавливается свой стиль отношений.
Добро и зло не существуют вне и независимо от нас. Они выражают отношение к кому-то или чему-то, наиболее ярко выявляя сущность личности. Быть добрым и
126
любить детей - это не просто красивая и привычная фраза, а тот социальный заказ общества, который предъявляется педагогу. Для воспитателя - это великий каждодневный труд души, направленный на то, чтобы каждому малышу было хорошо, чтобы ребенок видел в педагоге защитника его интересов, друга, к которому можно всегда обратиться, поделиться секретом, на которого бы он хотел походить.
Важно отметить, что педагогу необходимо стимулировать активность самого воспитанника в накоплении им опыта общения, нормировать понимание и оценки идеалов. Дети должны переходить от уровня «хорошо» и «плохо» к уровню усвоения нравственной информации, общественных требований жизни детского коллектива, т. е. к отказу от эгоистического отношения к окружающим взрослым и другим воспитанникам. Это, в свою очередь, способствует трансформации знаний в личные убеждения и нормы поведения, которыми дети руководствуются в отношениях друг с другом, с другими людьми.
Определенным идеалом, примером для детей детского сада и учащихся начальной школы является педагог. Именно поэтому так важно наличие у педагога четко выраженной позиции в отношении к детям, всем без исключения, к нормам жизнедеятельности детского коллектива. Воспитатель, особенно на первом этапе работы с новым детским коллективом, должен не словом, а делом показывать пример, т. е. убирать столы вместе с детьми, убирать игрушки вместе с дежурными, но не за них, а вместе с ними. Воспитатель выступает выразителем моральных норм, принятых в обществе, несет ответственность за результаты их усвоения детьми. Эти требования порой расходятся с требованиями и нормами отношений, которые ребенок усвоил в семье. И в этом случае педагог должен быть на высоте, т. е. терпеливо и уважительно, но целенаправленно доказывая родителям ошибочность их позиции, те сложности, с которыми их ребенку предстоит встретиться позже, если не пересмотреть нормы отношений ребенка в детском коллективе сегодня.
Молодому педагогу нелегко бывает завоевать авторитет у воспитанников. Всегда приятно и даже лестно, когда его уважают и любят. Но важно уметь определить ту грань, за которой начинаются разного рода отклонения в воспитательном отношении. Дети очень чувствительны к вниманию педагога и остро переживают малейшие откло-
нения в отношениях, т. е. повышенное внимание к одному и невнимание к другому; тон обращения, тон замечания -все имеет значение для малышей. Отношения воспитателя к ребенку опосредуются детским коллективом, т. е. теми отношениями, которые у ребенка сложились с детьми в группе, в классе. Далеко не всегда отношения между детьми складываются хорошие, и учитель вынужден выступать в роли «судьи» между теми малышами, которые не могут найти должного взаимопонимания.
Задача воспитателя не может ограничиваться только фиксацией характера отношений детей в группе или в классе, наличием «возбудителей спокойствия» или «изгоев». Она состоит в формировании нравственных отношений между детьми, усвоении норм отношения друг к другу, другим людям, к требованиям детского коллектива. А. С. Макаренко считал формирование нормальных отношений у ребенка с обществом важнейшей задачей педагога: воспитать человека - значит воспитать правильное отношение к людям.
Отношения педагога с воспитанниками не сводятся лишь к наблюдению за складывающимися отношениями детей в группе. Он должен иметь связь с каждым отдельным малышом и в то же время мобилизовывать усилия всей группы (класса) на различные виды совместной деятельности. Это открывает новые возможности в формировании ответственной зависимости всех и каждого в отдельности.
Чем больше прав педагог предоставляет детям в решении вопросов жизнедеятельности (выбор места за столом, соседа по парте, дежурства, видов деятельности по самообслуживанию, оформлению помещения и т. п. ), тем больше у него возможностей снять негативные явления в отношениях воспитанников. Именно включение детей в группы, различные по составу, позволяет «снять» первичность существующих между ними обид, перенеся центр их внимания с отношений на деятельность, ее результат.
Особенно важно не упускать из виду детей-изгоев, которые отторгаются детьми. Следует не только выявлять причины такого отношения детского коллектива к ребенку, но и менять данный характер сложившихся отношений. Нередко причинами негативного отношения к ребенку являются драчливость малыша, жадность, грубость, наличие физических изъянов. Поэтому следует отказаться от шаблона в педагогических действиях, т. е. силового решения в установлении товарищеских отно-
128
шений, а искать нестандартные пути выхода из сложной ситуации. Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет педагогу демонстрировать детям лучшие стороны ребенка, «открывать» его для детского коллектива, а порой и для него самого. Индивидуальные беседы с лидерами коллектива также дают возможность заручиться их поддержкой в формировании новой позиции отвергнутого ребенка.
Нервозная обстановка возникает чаще в том детском коллективе, где учитель не умеет занять детей в различных видах совместной деятельности. При всем их разнообразии и богатстве можно назвать наиболее значимые: учебная деятельность, труд, физкультурно-оздоровительная, общественная работа, краеведение, игра. Но там, где нет контакта и взаимопонимания, не может быть должных успехов и в деятельности.
Исправлять допущенные ошибки трудно, а предвидеть все возможные последствия педагогических недочетов -тем более. Невсегда можно заранее предугадать, какую форму примут отношения педагога с детьми.
Многие, особенно молодые, педагоги не очень задумываются над тем, какие отношения у них складываются с ребятами. Они, как правило, ставят перед собой задачу добиться дисциплины и порядка, используя любые методы. Хотя известно, что методы и приемы, с помощью которых они устанавливают дисциплину, имеют не меньшее воспитательное значение, чем сама дисциплина и порядок. Порой чрезмерной строгостью в отношениях с воспитанниками педагогу удается добиться внешнего порядка, когда ребенок только при педагоге будет вести себя должным образом. Но без него, в другой обстановке все останется без изменений. Более того, ребенок приучается ловчить, подстраиваться в своих отношениях, что нормирует у него нравственные изъяны, создает новые, порой еще большие трудности. Причина этих трудностей прежде всего в отсутствии продуманной перспективы в работе педагога как с детским коллективом, так и с отдельным ребенком; в отсутствии целенаправленности в формировании своих отношений с детьми; в непонимании сущности самого требования, предъявляемого детям.
Характер личных отношений между педагогом и воспитанниками находится в прямой зависимости от того, что и как требует педагог. Что же такое требование? «Требование есть метод педагогического воздействия, с помощью кото-
129
рого нормы, правила и принципы поведения и морали, выражаясь в личных отношениях людей, вызывают, стимулируют или тормозят определенную их деятельность и проявление у них конкретных нравственных качеств»'.
Требования воспитателя к ребенку могут быть выражены в виде просьбы, одобрения или доверия, что отражает положительное отношение педагога к воспитаннику. Требование может быть предъявлено и в виде недоверия, осуждения, угрозы, когда рельефно проглядывает отрицательное отношение к ребенку. Наконец, следующая группа требований, таких, как совет, требование в игровой форме, намек, условное требование, является нейтральной и выражает еще один вариант отношения педагога к воспитаннику. Естественно, что требования в виде просьбы, одобрения в большей мере стимулируют деятельность детей, способствуют формированию товарищеских личностных отношений между педагогом и воспитанниками. В свою очередь, осуждение, угроза чаще используются как меры исправления негативного поведения, деятельности, как «защитная» реакция на те или иные действия детей.
Говоря о формах требования, необходимо отметить, что у одних учителей в работе с детьми явно преобладает просьба, часто демонстрируется доверие к ним, высказывается одобрение их действий. У других педагогов, наоборот, осуждение и угрозы не сходят с языка. В результате у каждого учителя преобладают определенные формы воздействия на воспитанников, формируется определенный стиль отношений.
Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что нужно воспитывать не только активность ребенка, но и умение быть содержательным. «Найти это чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании»2, - подчеркивал он.
Учителя, особенно молодые, предъявляя требования воспитанникам, не задумываются над тем, какие сложатся отношения с группой, классом. Они больше озабочены тем, чтобы стимулировать или, напротив, тормозить действия и поступки детей. Вместе с тем именно в правильном соотношении позитивных и негативных требований учителя к детям - ключ к развитию товарищеских отношений между ними.
! Коротов В. М. Педагогическое требование. - М. , 1966. -С. 174. 2 Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. -Т. IV. -С. 445.
130
Характер складывающихся взаимоотношений учителя с классом (группой) в начальный период работы и уровень их последующего развития находятся в прямой зависимости от содержания педагогических требований и форм их предъявления воспитанникам.
Здесь следует уточнить: содержание требований определяется задачами учебно-воспитательного процесса и особенностями совместной деятельности педагога с детьми. Вот примерный набор требований, предъявляемых в начале урока одним из педагогов:
1. Вышли из-за парт.
2. Опустили руки.
3. Встали прямо.
4. Я жду.
5. Садитесь.
6. Сели - это не значит начали разговаривать!
7. Учебники, тетради закрыть и положить на край парты вместе с дневником.
А это перечень требований для окончания урока:
1. Звонок дается для учителя. Продолжаем работать.
2. Пока я не сказала, что урок окончен, никто не встает и не выходит из-за парт.
3. Собирать все в портфель можно после того, как я объявлю об окончании урока.
4. Тихо встали и вышли из кабинета.
5. Дежурные, останьтесь и сдайте кабинет следующему классу.
Уже по данному набору требований, предъявленных педагогом, можно точно определить не только стиль его отношений с воспитанниками, но и уровень мастерства.
Для выбора верной формы требования особенно важен учет так называемойпедагогической ситуации,т. е. тех основных условий, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие. «Совершенно очевидно, что методика требования будет существенно меняться от того, какие отношения сложились у педагога и воспитанника: товарищеские или нейтральные, а может быть, и неприязненные. И второй фактор - отношение воспитанника к вызы-
I См. : Гордин Л. Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. - М. , 1977. — С. 136.
131
ваемой требованием деятельности, которая может быть и любимым делом, источником радости ребенка, и незнакомой, не имевшей места в его прежнем опыте, и, наконец, может вызвать неприятные ощущения, усталость. Очевидно, что во всех этих различных ситуациях требования будут значительно изменяться по форме, так как в одном случае достаточно еле ощутимого побуждения, а в другом требуются более сложные стимулы»'.
Необходимо помнить еще об одном: наличие предъявляемых требований, обращенных к детям, обязательны прежде всего для самого учителя. Требуя, например, от детей не опаздывать на занятия или на урок, прилежно учиться или трудиться, не теряя ни минуты учебного времени, педагог не имеет права сам нарушать, хотя бы изредка, эти свои требования.Здесь следует, видимо, обратить внимание еще на то, что требования должны нести в себе не только обязанности, но и определенные права. Так, требование к детям внимательно слушать на уроке объяснение учителя или ответ ученика должно предполагать возможность задавать вопросы, если ему что-то непонятно. Требуя обязательного выполнения домашних заданий, учитель может давать школьникам право до начала урока, при наличии уважительных причин, выполнить это задание к предстоящему уроку. Требуя выучить стихотворение, например А. С. Пушкина, или прочесть его сказку, следует разрешать детям выбирать, т. е. учить и читать то, что им в данный момент кажется интереснее. Чтобы не создавать здесь особых проблем, педагогу необходимо, если есть такая возможность, предлагать детям несколько произведений на выбор, тем самым приучая их к самостоятельности, к оценке, к мотивации и аргументации сделанного ими выбора.
Педагогам, особенно молодым, следует помнить о том, что характер отношений педагога и воспитанников является одним из важных критериев педагогического творчества и педагогического мастерства.
Мастерство педагога, его умение найти верное направление при выборе и использовании всего арсенала форм и видов педагогического требования позволяют создаватьвариативность,т. е. многообразие вариантов решения одной и той же ситуации. Это важно потому, что