Образовательная парадигма - это способ деятельности конкретного педагогического сообщества в конкретную эпоху.
Смена парадигмы - это и есть смена социокультурного типа образования.
Что же меняется в образовании сегодня, если мы говорим о смене парадигмы?
В истории человечества существовали два типа общества, две устойчивые традиции с точки зрения взаимоотношений человека и общества:
антропоцентризм | системоцентризм |
Личность – главная цель и ценность общества | Личность – средство достижения целей системы |
Следовательно, существуют и две основные модели образования:
Антропоцентристская модель образования | Системоцентристская модель образования |
Цель образования | |
Развитие человека, личности как субъекта культуры | Формирование «винтика» социальной системы, средства достижения целей ее целей |
Назначение образования | |
Создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения ее потребностей в самоутверждении | Социализация и профессионализация личности с позиций максимальной общественной полезности |
Цель обучения | |
Приобщение к культуре | Овладение знаниями, умениями и навыками, т.е. нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований |
Ценность личности | |
В ее уникальности, неповторимости, индивидуальности | В соответствии ее общепризнанным нормам, стандартам |
Современная ситуация может быть охарактеризована как переход от 2 к 1 модели образования. Если раньше мы только говорили как о сверхзадаче образования о формировании гармонично развитой личности, а на деле формировали “колесико” и “винтик” единой социальной системы, то теперь общество все более зримо приходит к сознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к потребностям самой личности.
Технология обучения- “термин, не имеющий широкого хождения и признания и рассматриваемый как неоправданный техницизм. В целом он представляет собой современное название методики обучения, обозначая совокупность форм, методов, приемов и средств достижения ожидаемых результатов при передаче социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Выбор адекватной учебным задачам технологии обучения - важное условие его успешности” (см. В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.- СПб. - Воронеж, 1995)
Следовательно, понятие “технология обучения” тождественно понятию “методика”? А методика- это совокупность форм, методов, приемов и средств достижения ожидаемых результатов при передаче социального опыта.
Различие же состоит только в одном: технология предполагает техническое оснащение этого процесса.
Задание слушателям: Следовательно: главное в технологии - наличие ТСО? Так ли это?
Ракитов А.И.:
технология- “набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временных интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей”.
(Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.- М: Политиздат, 1991- с.15).
Или “технология... представляет собой особую операциональную систему, осуществимую и осмысленную лишь в связи с техникой и зафиксированную в виде определенных знаний и навыков, выражаемых, хранимых и передаваемых в вербальной форме” (там же).
“Интеллектуальные технологии связаны с автоматизацией и технизированием рутинных познавательных операций (вычисление, черчение, перевод, элементы проектирования, измерения и пр.)” (там же).
Следовательно, главные особенности интеллектуальных технологий:
- в основе их всегда лежит определенный алгоритм как предписание или система правил, выполнение которых должно привести к получению вполне определенного результата;
- использование технических средств.
Смирнова Н.В.: “Образовательные технологии представляют собой определенную совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса”.
Особенности образовательных технологий:
1. воспроизводимость,
2. они рассчитаны на стандартную педагогическую ситуацию,
3. основаны, как правило, на использовании компьютера.
“Туннельные технологии” - “жесткое проведение ученика к запланированному результату по заданной, строю неравной алгоритмизированной логике”.
Алгоритм означает тривилизацию данной задачи, ее решение приобретает характер автоматического процесса, который не требует творчества и дополнительных интеллектуальных усилий, а только точного и последовательного выполнения предписаний, содержащихся в алгоритме.
Могут использоваться как одно из средств, но не могут распространяться на весь педагогический процесс. Могут использоваться как средство обучения, но не развития. Образование без развития превращается в дрессировку.